Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Независимая оценка качества
Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке ниже

https://bus.gov.ru/qrcode/rate/299534?agencyId=107489

Наш канал в телеграм

https://t.me/tuz_xa

Газета «Хабаровские вести», 05.06.1998 г. "Подготовка нового 55-го сезона"

Все мы родом из детства. Поэтому очень важно, какой мир открывается перед детским взором и кто окружает ребенка, когда он делает свои первые шаги, какие книжки ему читают и какие сказки рассказывают.
С главным режиссером ТЮЗа Виктором Сорвиным я встретилась в тот день, когда труппа приступила к подготовке нового 55-го, сезона. Виктор Викторович сказал, что идея спектакля-оперы по замечательной сказке Петра Ершова «Конек-горбунок» зародилась в недрах театра: музыку пишет Дмитрий Голланд, либретто Татьяны Горбуновой, а оформляет спектакль Владимир Колтунов. Что осуществлять постановку, в которой занята вся труппа, будет Виктор Сорвин, я думаю, говорить излишне. Но проект рок - оперы — это дело будущего, а наш разговор касался в основном прошедшего сезона.
Ни для кого не секрет, что в театрах сейчас нет денег, это проблема номер один, но, сказал Виктор Викторович, они научились жить с проблемами. Каким образом? Путем экономии средств. Новые спектакли стараются оформлять из «подбора», т. е. использовать декорации и костюмы списанных спектаклей. Кроме того, выпускается меньше спектаклей, восстанавливаются старые. Например, в этом сезоне восстановили спектакль по книге Марка Твена «Приключения Тома Сойера», в который достойно влились студенты актерского курса института искусств и культуры. А из новых названий была выпущена традиционно к новому году сказка «Капризка» по повести В. Воробьева, закончена и показана история по пьесе М. Бартенева «Про Иванушку - дурачка» и совсем недавно состоялась премьера спектакля «Внимание! Полтергейст». Это история в жанре комедии абсурда о том, как в доме появляется не просто полтергейст, а полтергейст влюбленный. Хотите узнать, что из этого вышло? Приходите на спектакль. Виктор Викторович говорит, что мы все вульгарные материалисты, испорчены средой и временем, не верим ни в бога, ни в черта, а между тем они существуют, и глупо это отрицать. Мы мечемся между верой и безверием, а путь, по которому надо двигаться, существует уже две тысячи лет — это Бог. И несоблюдение таких простых, на первый взгляд, заповедей — не укради, не предай — ведет к катастрофе.
Хорошо, что театр задумывается над этими вопросами и пытается приобщить к ним своих зрителей. Ведь искусство, кроме эстетической, несет в себе функцию воспитательную. Виктор Викторович Сорвин рассказывает, что часто можно наблюдать в зрительном зале, как во время спектакля дети забывают о ролях, навязанных им классом, и становятся соучастниками театрального действия. То есть происходит эмоциональный контакт создателей спектакля со зрителем. Количество таких контактов, наверное, и определяет ценность того или иного произведения. Вообще тюзовский зритель хотя и трудный, но благодарный — открытый, доверчивый, и от самого театра во многом зависит, каким он придет к ним завтра и как впоследствии будет смотреть спектакль, поставленный для взрослой аудитории.
Не секрет, что сейчас зрители, приходящие на вечерние спектакли, оставляют желать лучшего. В этом есть вина и самого ТЮЗа, который в свое время закрыл двери перед взрослым зрителем. Первоочередная задача театра: доказать, что ТЮЗ — театр для тех, кому от 7 до 70. На малой сцене уже не один сезон идут спектакли, поставленные Вадимом Гогольковым: «Вдова полковника, или Врачи ничего не знают» и «Спокойной ночи, мама». В прошлом сезоне Сорвин выпустил спектакль с необычным названием «Конечное путешествие в приятной компании в сопровождении козлиного голоса», недавно состоялась премьера «Полтергейста». Мне кажется, что на всех этих спектаклях зрители разных возрастов и социальной принадлежности могут найти что-то свое. Надо только не забывать, что детство не кончается вместе с нами, оно продолжается в наших детях и внуках, и от нас с вами зависит, каким вырастет и будет последующее поколение.
А куда летит «Веселая карета», выпущенная заслуженным артистом России Эдуардом Мосиным в краевом театре драмы? В ней сидят симпатичные зверята: Кот и Кошка, Попугай, Чижик, Обезьянка, Собака. Они везут в страну Голубых Озер эликсир здоровья, за которым охотится всякая нечисть вроде Гадкого Волшебника с Водяным и Лешим. Охотятся по своей природной склонности. Делать мелкие и крупные пакости да по привычке. «Ну, плохой я человек! » — в отчаянии от самого себя восклицает в зрительный зал Гадкий Волшебник (Евгений Монолатий). Действительно, что уж тут поделаешь! Автор пьесы «Веселая карета» Валерий Зимин хорошо знает законы сцены и строит сюжет, основываясь на этих законах: четко разграниченное добро и зло и короткая, но захватывающая борьба между ними, в результате которой побеждает добро. При этом всех, кого еще можно наставить на путь истинный, перевоспитывают. Ну а тех, кто перевоспитанию не поддается, изгоняют или превращают в неодушевленный предмет. Незадолго до премьеры я попала на репетицию спектакля «Веселая карета». На сцене и в зале царила непринужденная домашняя обстановка, режиссер Эдуард Сергеевич Мосин убеждал актеров «не шляться по сцене, а делом заниматься», и сам то и дело бросался показывать, как надо играть. Репетировали ночную сцену Кота Мяши и Киски Милы (замечательная работа Елены Блинниковой). Представляете, Кот и Кошка посреди ночи, звезд и луны! Они поют! танцуют, мурлычут. Одним словом, они влюблены... Фантазия режиссера Мосина работала в бешеном темпе, он сочинял на ходу, менял сцену, громче всех хохотал и ужасно хвастался. Молодые актеры по сравнению с ним казались усталыми от жизни циниками. Однако работали с настроением, в хорошем ритме, словно утомившись от всяческих передряг последних лет, вспомнили свое прямое назначение и с удовольствием пели, играли и танцевали. Через несколько дней на премьере я увидела спектакль со всеми атрибутами — со светом, декорациями и забавными костюмами (художник Нина Акишина). А те «переходы», которые так долго репетировали, проходили почти незаметно для зрителей — легко и весело. Удачной тебе дороги, «Веселая карета»!
А мы остановимся возле театра кукол, войдем в зеркальные двери и попадем в гости к Слоненку, который в эти дни вместе с городом празднует свое рождение. Собственно, и сам театр кукол, где родился спектакль про Слоненка, тоже совсем молодой, он возник в нашем городе перед новым годом. Актерам труппы, не имеющим опыта и мастерства, приходится преодолевать трудности в овладении профессией вместе со своим героем — уморительным Слоненком, который «пошел учиться». Режиссер Александр Мещеряков придумал спектакль, состоящий из двух историй про Слоненка — на стихи Давида Самойлова, написанные поэтом, как утверждают очевидцы, на кухне у замечательной актрисы и певицы Елены Камбуровой. Может, поэтому они так симпатичны и трогательны, эти истории? А спектакль подкупает тем, что режиссер и актеры сумели избежать заигрывания и сюсюканья, которые зачастую присутствуют в представлениях для детей, и разговаривают со своим зрителем на языке добром и умном, понятным как большим, так и маленьким. Где еще можно увидеть большую Слониху, разгуливающую в фойе театра и катающую на себе всех желающих? Счастью малышей нет предела. А потом раздвинулся занавес, и в луче света под звуки вальса закружилась, завертелась в восторге золотая труба. Удивительные куклы художника театра Натальи Павлишиной и легкое, почти ажурное оформление на фоне черного кабинета, возникающее из ничего, помогают в создании атмосферы праздника — шутка сказать, рождение Слоненка. Светлый и радостный мир, живущий в душе тех, кто создавал спектакль, наполняет тебя волнением и восторгом. И кажется, что детство никуда не ушло, вот оно, незримо присутствует рядом, и из малышей, пришедших в театр, вырастут только добрые и наивные Слонята и Утята и Верблюжата, а уж никак не Гадкие Волшебники. Впрочем, это зависит от взрослых, сумеют ли они настроить струны детских сердец на нужную ноту. Дай бог нам всем долгого детства!
Успеем еще повзрослеть.


Ксения ВОСКРЕСЕНСКАЯ

Независимая оценка качества
Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке ниже

https://bus.gov.ru/qrcode/rate/299534?agencyId=107489

Наш канал в телеграм

https://t.me/tuz_xa