Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Независимая оценка качества
Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке ниже

https://bus.gov.ru/qrcode/rate/299534?agencyId=107489

Наш канал в телеграм

https://t.me/tuz_xa

Газета «Хабаровские вести», 29.04.2005 г. "Актриса Любовь Васильевна Теряева"

Кто-то из поэтов очень точно подметил, что для целого поколения детство и юность назывались войной. Это сегодня они — ветераны Великой Отечественной, а тогда просто мальчишки и девчонки, которые наравне со взрослыми переносили все тяготы военного лихолетья. Но почему-то ни солдаты той войны, ни труженики тыла не любят вспоминать об этом. А может, и мы, занятые ежедневной суетой, не спешим или забываем расспросить их, пока не поздно. Они, победители, и сегодня живут непросто, но полны достоинства, мудрости и жизнеутверждающей силы.
С Любовью Васильевной Теряевой, в недавнем прошлом актрисой Хабаровского театра юного зрителя, мы знакомы много лет. В ее биографии нет ничего необычного, но вся ее жизнь — пример для подражания, ибо прожита с чистой совестью. Работать в театре — великий труд, быть актрисой — великий подвиг. А она выходила на сцену более пятидесяти лет.
«Когда началась война, мне было пятнадцать лет. Мы жили тогда во Владивостоке. Конечно, это было далеко от места военный действий, но уходящие на фронт эшелоны, толпившиеся у военкоматов люди не давали ни на минуту забыть, что идет война. В силу возраста я не могла попасть на фронт, но надо было что-то делать, чтобы помочь своей стране. И я ушла из школы в училище фабрично-заводского обучения, стала фрезеровщицей и работала на «Дальзаводе», где мы делали детали для автоматов, гранат и подводных лодок. Это было нелегко: детали тяжелые, в цехе холодно, питание скудное. К тому же я была маленького роста, и у станка приходилось стоять на ящиках. Работали в основном подростки и женщины, поддерживали друг друга, как могли. А когда во фронтовых сводках слышали об успехах наших войск, охватывали гордость и надежда, что ненавистного врага уничтожили из того оружия, что сделали мы. И это было наше участие в войне. Иногда кто-то рыдал над пришедшей похоронкой по брату, мужу или сыну, к горлу подступала ярость, а руки продолжали отчаянно крутить ручки станка.
К праздникам в заводском клубе готовили концерты, ведь очень важно было оставаться людьми. Я тоже пела и танцевала. В воспоминаниях детства отчетливо вижу себя на сцене и слышу, как звонко пою: «Орленок, орленок, взлети выше солнца...» Мы пробовали ставить спектакли, репетировали, падая от усталости. Тогда я и решила, что стану актрисой.
Потом закончилась война. Я навсегда запомнила этот день — 9 мая. За неделю до этого я познакомилась со своим будущим мужем Петром Яковлевичем Теряевым, который служил в ансамбле Тихоокеанского флота. День Победы мы встречали вместе. Да в тот день все были друг другу родными — целовались, обнимались, смеялись, радовались, что выжили, и скорбели о погибших. Эти длинные военный годы вместили в себя и боль, и страх, и любовь, и веру. А День Победы и до сих пор для меня самый светлый и святой праздник».
Свои награды Любовь Васильевна надевает редко. В тылу они работали на победу, но сегодня не считают это чем-то особенным. К медалям «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», к 40-, 50- и 60-летию Победы прибавилась награда мирного времени — медаль ордена II степени «За достижения в области театрального искусства».
«Своим становлением в театре я во многом обязана мужу. Ведь я начинала артисткой балета, а Петр Яковлевич помог мне стать драматической актрисой. Он был прекрасным семьянином и замечательным партнером по сцене. Мы вместе готовили роли, а после спектакля подолгу разбирали дома все творческие удачи и неудачи. Ролей у нас было много, в том числе и в спектаклях о войне.
Помню, как вскоре после войны с Новгородским театром приехали мы на гастроли в Калининград. Петр Яковлевич в спектакле «Земной рай» играл немецкого офицера. Стройный, подтянутый, в немецкой форме и гриме он очень был похож на одного из этих «белокурых бестий». У всех актеров есть собственные архивы, где бережно хранятся программки и фотографии из спектаклей. И Петр Яковлевич отдал в фотоателье свою маленькую фотографию из спектакля, где он в немецкой форме, чтобы ее увеличили и сделали портрет для нашего семейного архива. Фотограф сделал и, довольный своей работой, в приемной заказов положил этот портрет под стекло. И это — в послевоенном Калининграде! Люди чуть не избили фотографа, а тот не мог доказать, что это портрет артиста и что он сам ненавидит людей в форме мышиного цвета, которые принесли столько горя. Ему никто не ве¬рил. Пришлось вызывать директора театра, чтобы тот удостоверил личность артиста и подтвердил, что это фото из спектакля. И только тогда оставили в покое несчастного фотографа».
Любовь Васильевна справедливо считает себя счастливым человеком. Она сыграла более двухсот ролей и полвека от имени театра могла говорить со своим зрителем. Ей скоро будет восемьдесят лет. Но и сегодня она спешит на встречу со своим зрителем в Арт-подвальчик или Дом творческой интеллигенции, где десять лет назад она организовала клуб «Ровесники», где встречаются пожилые люди с творческой молодежью, от которой черпают силы. Она и сегодня активный участник всех мероприятий Союза театральных деятелей, членом которого состоит более полувека. А оглядываясь назад, вспоминает Любовь Васильевна и войну, и победу, и людей, в нее поверивших. Они помогли осуществить ее мечту, и она стала актрисой. И через всю жизнь пронесла память о войне, любовь и веру.
Наталья АНГАРСКАЯ, зав. литературной частью Хабаровского ТЮЗа.


Независимая оценка качества
Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке ниже

https://bus.gov.ru/qrcode/rate/299534?agencyId=107489

Наш канал в телеграм

https://t.me/tuz_xa