Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Независимая оценка качества
Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке ниже

https://bus.gov.ru/qrcode/rate/299534?agencyId=107489

Наш канал в телеграм

https://t.me/tuz_xa

Газета «Приамурские ведомости», 13.06.2012 г. О спектакле "Тайна загадочного письма"

История о мальчике-луковке Чиполлино, его подружке Редисочке, мирном селянине куме Тыкве и мудром Чиполлоне, а также о врагах прогрессивного овощеводства — беспощадном синьоре Помидоре и коварном принце Лимоне — трансформировалась в хабаровском ТЮЗе почти до неузнаваемости. Спектакль «Тайна загадочного письма» по мотивам бессмертных «Приключений Чиполлино» станет первой премьерой будущего сезона.
Возможно, если бы персонажи звались и выглядели иначе, эту сказку в переложении молодого драматурга-режиссера Сергея Левицкого можно было бы сравнить с хрестоматийным произведением Джанни Родари лишь аллегорически. Если итальянец написал подробнейший коммунистический памфлет, отражавший самые острые моменты политической ситуации Италии пятидесятых годов прошлого века, то его российский коллега использовал ставшие брендовыми имена действующих лиц для отражения собственных мыслей по поводу ситуации в современной России.
Хабаровчанам Сергей Левицкий уже знаком по одному из самых новых спектаклей малой сцены хабаровского ТЮЗа «До последнего мужчины». Год назад молодой режиссер Государственного русского драматического театра имени Н. А. Бестужева (Улан-Удэ) встретился с нашими тюзовцами на театральном молодежном форуме-лаборатории «Новая театральная реальность» в Звенигороде. Итогом знакомства стал спектакль, не оставляющий равнодушным ни одного зрителя. Разговор о месте каждого человека в жизни, ювелирной сложности построения гармоничных взаимоотношений, поисках любви и тупиковом пути ее отрицания — «До последнего мужчины» пользуется неизменной популярностью у зрителя пост-школьного возраста. А теперь художественный руководитель ТЮЗа Константин Кучикин пригласил Сергея в Хабаровск поставить сказку для самого юного зрителя.
Кастинг на роли провели заочно, действующих лиц и исполнителей утвердили во время интернет - переговоров. Так что по приезду в дальневосточную столицу Сергей сразу же приступил к репетициям. Но уже на генеральном прогоне, куда пригласили коллег из других театров и друзей ТЮЗа вместе с их детьми, стало ясно, что «Тайна загадочного письма» нашла своего зрителя и до,  и после восемнадцати лет. Сам автор говорит, что писал ее для детей от шести лет, но ориентировался и на тех, кто, собственно, приведет ребенка в детский театр. Хотя Сергей Левицкий утверждает, что его вариант истории про мальчика-луковку и его соседей по огороду не имеет общего с политической программой, декларированной Родари, «Тайна загадочного письма» — отнюдь не стандартная сказка о добре и зле, где все разложено по полочкам.
Сюжет с самого начала закручивается детективный. В стране овощей царствует диктатура принца Лимона, точнее, загадочного огромного кота Мастино, которого никто никогда не видел, а только периодически все слышали его грозные мяу. Мастино очень любит овощи, и чтобы не быть съеденными, жители страны отдают все свои деньги принцу Лимону, который задабривает кота якобы купленными на эти средства сладостями. Старик Чиполлоне узнает страшную тайну принца Лимона, но не успевает ее никому рассказать, попав в тюрьму. Оттуда ему удается написать письмо с разгадкой тайны своему сыну, мальчику-луковке Чиполлино.
Но дорога к правде трудна и опасна, повсюду мальчика-луковку и его друзей преследуют шпионы принца — Лимонишки… И все же друзья узнают страшную тайну, которая снимет диктаторский гнет со всех жителей овощной страны, — но для этого надо обладать храбростью, свободолюбием и сердцем, открытым к правде. И тогда никакое чудовище не страшно, тем более, если его на самом деле и нет.
— В первую очередь я хочу сделать так, чтобы зритель думал, — объясняет свой замысел режиссер. — Хочу, чтобы люди задавались вопросами, чтобы у них возникали сомнения… Кот Мастино для меня — огромное нечто, собирательный образ из всего того, что засоряет нашу жизнь. Многочисленные псевдорелигии, псевдополитические строи, мусор, распространяемый СМИ и не имеющий отношения к тому, что есть на самом деле… Люди в это верят и покорно живут во всем этом. Как в моей сказке, где все обитатели соглашаются на гнет и считают великим благом уже то, что их не едят… Я не насаждаю моралите, объясняя, что хорошо, а что плохо, а задаю вопрос, на который человек должен ответить себе сам.
Этот спектакль отнюдь не является мюзиклом, но вместе с тем он очень музыкален. У каждого персонажа есть своя песенка, и все действие сопровождает музыкальное оформление, написанное Дашей Баскаковой — композитором, живущей во Франции. Яркие костюмы персонажей при минимальных декорациях добавляют спектаклю зрелищности и выводят на первый план авторскую мысль, а не сказочную атрибутику. И хотя каждый овощ в принципе узнаваем, костюм его современен и отражает характер, не уводя внимание в сторону растительной идентификации. В оформлении спектакля, как и в режиссуре, Сергей Левицкий постарался идти в ногу со временем. В соотвествии с собственным убеждением, что у современной молодежи — клиповое сознание, для которого характерны резкая смена кадров, быстрые перестановки…
Одна из главных проблем детского театра — необходимость пополнения кассы за счет организованных групп. Одноклассники в таких случаях чаще увлечены общением друг с другом, чем внимательным просмотром спектакля. Поэтому ставить для детского театра так, чтобы захватить юного зрителя происходящим на сцене гораздо больше, чем в зале, намного сложнее, чем на «взрослой» сцене. По этому поводу Сергей Левицкий добавляет:
— Куда проблематичнее, когда вот такими массовыми культпоходами загоняют старшеклассников на плохой спектакль. Знакомство с театром должно выглядеть, как встреча тет-а-тет, где есть только ты и театр. И если зацепит — то потом пойдет и дальше. От режиссера зависит, сможет ли он удержать внимание зрителя.
Впрочем, зачастую в российском театре от собственно личности и творческого дарования режиссера мало что зависит. Сергею Левицкому, как и многим его коллегам, которые увлечены драматическим искусством, но внутренне не принимают заскорузлые правила, прочно впитавшиеся, похоже, в сами стены отечественных театров, в нынешней объективной реальности довольно неуютно.
— На лицо огромная разница между Москвой, где театр активно развивается не только творчески, но и административно, и периферией, — замечает Сергей. — Девяносто процентов у нас в стране — директорские театры, где во главе стоит функционер, а не художник. Который, тем не менее, с полным правом вмешивается и влияет на творческий процесс. Даровитого актера со своим особенным видением, стремлением к прогрессу в творчестве могут просто не взять в театр. Молодые люди приходят в театр после институтов, как в храм, о котором грезили, мечтали в студенчестве о неком месте, окутанном ореолом высоконравственного учреждения. И что же они видят? Понятно, что репертуарный театр должен работать на кассу, чтобы выжить. Руководство, привыкшее работать по старинке, с проверенной классикой, боится новаторских постановок, в том числе того, что они не окупятся. Приглашенные режиссеры стоят денег… В результате провинция оказалась в культурном и художественном вакууме, ничего не видят и не знают не только зрители, но и артисты, которые могли бы это показать… Поэтому очень часто талантливые молодые актеры и режиссеры, не найдя понимания в своем городе, уезжают в столицы.
Совершенно полярное мнение сложилось у режиссера по отношению к хабаровскому ТЮЗу. Оно и неудивительно. Этот не самый обласканный вниманием госбюджета театр постоянно в движении: ездит на фестивали и обменные гастроли, приглашает молодых прогрессивных режиссеров, ставит произведения, представить которые в стандартном репертуарном театре с его неповоротливой махиной сложной системы самообеспечения и ориентации на массового зрителя можно, пожалуй, лишь в несбыточном фантастическом сне.
— Здесь собралась замечательная команда, — делится впечатлениями Сергей Левицкий. — Все, от художественного руководителя до завлита, смотрят и движутся в одном, верном направлении. Классно работающие две площадки,— как Большой зал для сказок, так и Новая сцена для взрослых спектаклей. Не боятся приглашать разных режиссеров. Театр не боится экспериментов — это очень важно.
Читать, равно как и писать, панегирики хабаровскому Театру юного зрителя можно бесконечно. Но гораздо интереснее привести своего ребенка на новый спектакль.

Елена РОМАНОВА.

Независимая оценка качества
Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке ниже

https://bus.gov.ru/qrcode/rate/299534?agencyId=107489

Наш канал в телеграм

https://t.me/tuz_xa