Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Независимая оценка качества
Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке ниже

https://bus.gov.ru/qrcode/rate/299534?agencyId=107489

Наш канал в телеграм

https://t.me/tuz_xa

Газета «Приамурские ведомости», №№ 59-60 (7309-7310), 27.04.2011 г. "Актёр Владимир Константинович Годованец"

2011 год только начался, а хабаровский театр юного зрителя уже пережил множество знаковых событий. Среди них — присуждение Государственной премии за «Сказку о Золотом петушке» и номинация на «Золотую Маску» со спектаклем «Малыш». И в музыкальной сказке, и в душераздирающей драме военных лет центральные роли играет один из старейших актеров театра, поступивший в ТЮЗ из студенческой аудитории и оставшийся здесь навсегда, заслуженный артист России Владимир Годованец.
А ведь еще в школьные годы Владимир Годованец и представить себе не мог, что театр станет его судьбой, самой желанной работой и настоящей любовью на всю жизнь. Убежденный троечник тосковал на уроках и совершенно не интересовался собственным будущим. Такой же хулиганистый приятель подговорил его перед очередным Новым годом бросить школу и поступить в ПТУ на моториста. В приморской глубинке у мальчишек небольшой выбор романтических мужских профессий, так что Владимир увлекся идеей покорения морских просторов и забрал документы из школы. В училище удивились — набор абитуриентов проходит летом, учеба начинается, как и везде, в сентябре…
Владимир растерялся. Было ужасно неловко проситься обратно в школу, да и там, возможно, уже с облегчением вздохнули, избавившись от нерадивого подопечного. Но все же пришлось с нового учебного года отправляться во второй раз в девятый класс. Тогда же Владимир Годованец стал одним из самых активных участников школьной самодеятельности.
Тем не менее для него стала сюрпризом выданная на школьной линейке характеристика в Дальневосточный институт искусств. В детстве Владимир Годованец, как все мальчишки, мысленно перемерил на себя много популярных профессий — военного, врача, археолога. Для освоения каждой из них требуются много труда и терпения, предрасположенность к постижению особых знаний. Но уже к школьному выпускному Годованец ясно понимал, что вряд ли сможет достичь успеха в какой-либо сложной науке. И сейчас говорит, что стал артистом, чтобы не изменять своим детским мечтам. Все эти и многие другие профессии он давно освоил. Только на сцене.
Сейчас Владимир Константинович с юмором вспоминает, как стеснялся после института распределения в хабаровский ТЮЗ. Действительно, в народе, а зачастую и в артистической среде, бытует мнение, что в ТЮЗе служат только начинающие артисты, неудачники и актеры весьма слабого дарования. Мол, не надо много таланта, чтобы прыгать зайчиком или прикидываться грибом. И Годованец тоже прошел этот путь заблуждений.
Вспоминает свой дебют на первой и теперь уже единственной профессиональной сцене. В спектакле «Дон Кихот» ему достались две безмолвные роли — каторжника и монаха, и одна со словами — мальчика, которого бьет мельник. Второй исполнительницей этой мелкой рольки была девушка. С каким стыдом он смотрел на афишу, где впервые мелким шрифтом была напечатана его фамилия — одна на двоих роль с девчонкой!
И если в молодости он подумывал о покорении столичных подмостков или хотя бы переводе в местный драмтеатр, то сегодня Владимир Годованец искренне признается в любви к театру юного зрителя и не только ни о чем не жалеет, но даже счастлив тем, как сложилась его актерская судьба.
Пару лет назад в жизни Владимира Константиновича настал переломный момент, который мог изменить его жизнь, возможно, к худшему. Новый художественный руководитель театра Константин Кучикин, не имея привычки к интригам, вызвал Годованца на откровенный разговор, в котором сообщил актеру, что больше не видит его в готовящемся репертуаре театра. Так что Владимиру Константиновичу пришла пора или искать место в другом театре, или принести режиссеру пьесу, которая достойна постановки на этой сцене с нашим героем в главной роли.
Как в таком случае поступает творческий человек, обладающий тонкой душевной организацией и повышенным эмоциональным фоном? Впадает в истерику, уходит в запой, плетет интриги, разжигает конфликты, нервно строчит заявление об уходе… Или продолжает работать с учетом сложившейся ситуации, проживая свою дальнейшую жизнь в соответствии с поговоркой: «Ложки нашлись, но осадочек остался»...
А Владимир Константинович после памятного разговора не предпринимал никаких резких движений. Ему было просто некогда да и незачем это делать. Он был занят почти во всех спектаклях, часто — на центральных ролях. Только царей играл в разных сказках не меньше пяти одновременно.
Конечно же, о беседе актера и худрука узнали коллеги, которые принялись наперебой предлагать различные пьесы. Но Годованец только отмахивался. «Я ненавижу пьесы, написанные на двух актеров, — объясняет он. — Чтобы хорошо сыграть в таком спектакле, нужно быть гениальным артистом. Например, как дуэт Раневская и Плятт».
Трезво оценивая свои способности, Владимир Годованец продолжал выходить на сцену по тридцать раз в месяц в разных спектаклях, но все же мечтал о новом материале, где можно сказать все, что накопилось, сыграть сложную судьбу, многогранный характер. И когда Кучикин принес на читку пьесу «Малыш» малоизвестного автора Ивашкявичюса, Годованец понял — вот оно.
— Это настоящий материал, бальзам на душу, — с искренней теплотой говорит он о «Малыше». — Сразу понял, что это мое. Проглотил пьесу взахлеб, понял, как ее делать. О чем она, зачем она. Пьеса хороша еще и тем, что она — на все времена, не однодневка.
Недавно хабаровский ТЮЗ получил Государственную премию за спектакль «Сказка о Золотом петушке» по одноименному произведению Пушкина. Несомненно, коллектив заслужил признание такого уровня. И постановщики, и артисты. Спектакль получился волшебным и одновременно живым. Сказка, которая понятна детям и интересна взрослым. Удивительная музыка, ритмы древнерусских речитативов, мелодичные песнопения, интересное танцевальное решение спектакля, сложные декорации, становящиеся полноправными участниками действия, — все это превратило стандартный тюзовский материал в многослойное, красивое сценическое действо, которое хочется смотреть не один раз и не один год. И, конечно же, актеры — молодые, полные сил добры-молодцы, нежные, величавые красны-девицы, а в центре — Царь Дадон, Владимир Годованец.
За столько лет службы в детском театре он перебывал многими царями, но нынешний Дадон — пожалуй, самый любимый. Однажды Владимиру Константиновичу уже пришлось дебютировать Дадоном в халтурном, как он говорит, «Золотом петушке» в другом театре. Там по воле постановщика пришлось сделать из российского царя этакую «бебешку», по меткому выражению Годованца. Ту самую «тюзятину», которая так отвращает зрителей от детского театра, — приторное сюсюканье, заискивание перед публикой, которая не верит и откровенно скучает, когда с ней пытаются разговаривать о сильном произведении великого автора на языке любительского утренника.
Совсем другое отношение к детским спектаклям у Константина Кучикина. Этот режиссер известен своим внимательным отношением к малейшим деталям, подходит к самой маленькой вещи как к самой великой. Именно он обратил внимание Годованца на один факт из жизни Дадона — царь только что потерял двоих сыновей! У человека трагедия, а в дешевых постановках он как ни в чем не бывало пляшет под дудку Шамаханской прелестницы. У Пушкина это выражается строчкой: «Царь завыл…». И тогда Дадон Владимира Константиновича перестал быть «бебешкой», народ — «дураками», а маленькие зрители на спектакле завороженно следят за действием, затаив дыхание.
Конечно же, в детском театре бывают моменты, когда Его Величество Зритель вызывает непреодолимое желание его придушить. Специфика финансового выживания культурных учреждений требует выполнять план по кассе, поэтому в будни сюда ведут организованные группы школьников, которые бузят с одноклассниками, вместо того чтобы следить за происходящим на сцене.
Владимир Годованец с годами научился справляться с негативом по отношению к таким вот зрителям. «Зрителя надо любить, любовь снимает все. А еще публика не любит, когда ее считают за дураков, — подмечает он. — Любовь, отчаянье, ненависть на сцене — все должно быть настоящим. И если хоть в одного человека это попадет — я сделал свое дело».
Еще один выход из ситуации, по его мнению, — малая сцена театра, на которой сейчас идут «взрослые» спектакли. В Хабаровске постепенно узнают о тюзовских постановках серьезных пьес для думающего зрителя, на «Малыша» даже сложно достать билет. Поэтому Владимир Константинович надеется, что через малую сцену родители приведут своих детей на сказки и дети научатся вести себя в театре. В этом контексте он называет малую сцену спасением для детского театра.
Владимир Годованец вспоминает свою знакомую из другого города, которая не ходит в театр, говорит: «Потому что знаю, что за люди играют героев». Подразумеваются личности и поведение актеров вне сцены, не соответствующее подчас их героическим персонажам. Владимир Константинович считает, что вся его жизнь посвящена этой фразе. Жить так, быть таким человеком, на которого пойдут в театр. Даже если он играет не героя, а хотя бы… царя.

Елена РОМАНОВА.

Независимая оценка качества
Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке ниже

https://bus.gov.ru/qrcode/rate/299534?agencyId=107489

Наш канал в телеграм

https://t.me/tuz_xa