Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Независимая оценка качества
Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке ниже

https://bus.gov.ru/qrcode/rate/299534?agencyId=107489

Наш канал в телеграм

https://t.me/tuz_xa

Журнал «Страстной бульвар, 10», №9-139, 2011 г."Золотая Маска"

Национальный театральный фестиваль «Золотая Маска» завершился в середине апреля, но оставил так много впечатлений и поводов для размышлений, что разговоры о нем продолжаются и сейчас. Мудрое жюри драматических и кукольных театров во главе с Алексеем Бартошевичем наградило достойных. Жаль, что другие достойные оказались без наград.
Оставлю за рамками разговора музыкальный театр - не моя епархия, да и видела мало. Хотя искренне рада за Дмитрия Чернякова, Теодора Курентзиса и Глеба Фильштинского, получивших премии за «Воццека» в Большом театре, и в очередной раз была несколько озадачена тем, что лучший спектакль при этом был выбран другой - «Женщина без тени» Мариинского театра. Споры о том, правомерно ли давать премии за лучшую режиссуру и за лучший спектакль в разные руки, не новы и вряд ли продуктивны - очевидно, что сторонники и противники такого разделения останутся при своем, как и ревнители гамбургского счета либо принципа «всем сестрам - по серьгам». Впрочем, случай с «Воццеком» и в данном свете не типичен - ведь награжден не один режиссер, а трое из команды создателей. Но не будем забывать, что члены жюри после обсуждения голосуют тайно и сами порой бывают удивлены результатом. Фестиваль всегда лотерея, на результат влияет множество обстоятельств, не поддающихся ни анализу, ни предсказанию.
Некоторое недоумение вызвало и награждение кукольников: лучшим спектаклем жюри назвало костромского «Медведя» (о нем писала в «СБ, 10» № 1-131 Нина Шалимова в обзоре «Мелиховской весны»), а лучшего режиссера среди номинантов не нашло, как и лучшего артиста. Впрочем, спектакли театров кукол тоже имеют свои тонкости, видимые лишь специалистам. Мне лично очень симпатичны режиссер «Медведя» Владимир Бирюков и художник Виктор Никоненко, работы которых в Пензенском «Кукольном доме» вызывают нежный восторг. Лучшим художником в театре кукол была признана на «Маске» легендарная французская кукольница Эмили Валантен, придумавшая спектакль по сказке Жорж Санд «Грибуль-простофиля и господин Шмель» в Екатеринбургском театре кукол (она же - режиссер). Эта стильная, я бы сказала, благородная постановка начинается как домашний театр, но, к сожалению, удачный прием по мере развития действия забывается актерами (и зрителями). История про родственника нашего Иванушки-дурачка, простодушного Грибуля, который больше всего хочет добиться любви своего алчного, грубого семейства, случайно спасает богатея Шмеля и попадает в эпицентр драматических событий из жизни пчел, шершней и трутней, необычна, занимательна, трогательна и серьезна. Грубые деревянные куклы выразительны, среда их обитания - предметы мебели в гостиной, где играется спектакль, и тела кукольников, - остроумна и функциональна, профессионализм актеров, фантазия постановщика и задачи театра вызывают уважение. Замечательно музыкальное оформление. Но многие смыслы, заложенные в действии, ускользают даже от взрослого зрителя, открытый финал оставляет ощущение не просто недосказанности - недоданности. В любом случае появление таких спектаклей в российском театре и в афише «Золотой Маски» - это очень интересно и, думаю, важно.
Нынешние лауреаты драматического театра - и спектакли, и персоны - не были приняты единодушно. Достаточно поднять критику и вспомнить устные высказывания коллег после премьер «Дяди Вани» Театра им. Е.Вахтангова в постановке Римаса Туминаса («Лучший спектакль большой формы»), «Триптиха» Мастерской П.Н.Фоменко («Лучший спектакль малой формы»), «Изотова» Александринского театра (лучший режиссер - Андрей Могучий, лучший художник - Александр Шишкин). Но спорность - часто не недостаток, а свидетельство событийности спектакля. Что касается премий за лучшие роли, то и у Ольги Яковлевой (бабушка в «Обрыве» МХТ им. А.П.Чехова в постановке Адольфа Шапиро), и у Игоря Гордина («Кроткая» МТЮЗа, режиссер Ирина Керученко) были сильнейшие соперники, прежде всего, на мой взгляд, Екатерина Карпушина - Медея (МТЮЗ), Марина Голуб - Васса (МХТ им. А.П.Чехова), Сергей Маковецкий - Войницкий (Вахтанговский театр), Виталий Коваленко - Изотов (Александринка).
Меня обрадовало, что жюри присудило специальную премию бесстрашной Анастасии Светловой («Екатерина Ивановна» Ярославского театра им. Ф.Волкова, режиссер Евгений Марчелли), и опечалило, что не была даже номинирована Галина Тюнина за работу в «Триптихе».
Если говорить о представительстве провинции в драматическом конкурсе, то в номинациях большой формы присутствовала одна ярославская «Екатерина Ивановна» Леонида Андреева (см. «СБ, 10» № 3-133 и № 8-138), спектакль про то, как ничтожные мужчины, воплощающие разные уровни и сферы посредственности, погубили Красоту, отдали любимую на заклание. В «Эксперименте» - Пермский Театр «Театр» показал свою грандиозную версию Леонида Андреева - «Жизнь человека» в постановке Бориса Мильграма на музыку Владимира Чекасина. (Мне спектакль показался не безупречным, но невероятно интересным.) В малую же форму, кроме Москвы и Петербурга (тут хочется не забыть виртуозно живой, психологически подробный дуэт Александра Баргмана и Ирины Полянской в спектакле «Такого театра» «Главное забыл», режиссер Михаил Теплицкий), попали Самара (совместно с Петербургом), Воронеж, Екатеринбург, Новосибирск, Хабаровск и Прокопьевск.
Каждый из нестоличных спектаклей был по-своему любопытен, каждый потерял на чужой площадке в условиях жесткого соревнования, чего нельзя не учитывать. Даже театры, которые приезжают на главный фестиваль страны не впервые, даже играющие на обжитой площадке (как «Коляда-театр», который дружит с «Современником» и гастролировал раньше на его «Другой сцене»), - все равно проигрывали в чуждом контексте, возникали технические накладки, артисты с трудом преодолевали напряжение или растерянность и проч.
О четырех спектаклях из шести «СБ, 10» уже писал.
«Фальшивый купон» по повести Льва Толстого, поставленный Анатолием Праудиным в «СамАРТе» как балаганное действо, народная драма, безумно интересен... на протяжении первых двадцати минут. Потом, увы, прием кажется исчерпанным, несмотря на многие первоклассные актерские работы (увы, не все актеры органичны в предложенной стилистике). Смысловой и ритмический слом в повествовании (моралите) наступает слишком поздно и снова «замонотонивается». Учительство Толстого и Праудина оказывается важнее сценического художества, хотя в выдумке режиссеру не откажешь.
«Электра и Орест» Михаила Бычкова в Камерном театре (Воронеж) - удавшаяся попытка актуализовать сюжет античных трагедий. В этом есть театр - красота, драйв, связность и понятность истории, увлекающей публику. Вневременной истории про безжалостную месть детей, покинутых этим миром, про возмездие юности прогнившему миропорядку. Орест и Электра у Бычкова - убийцы, экстремисты, в устах которых строфы Еврипида звучат как текст рок-хита. Они переживают ужас и впадают в безумие от содеянного, но вызывают не столько жалость к себе, сколько ненависть к тем, кто толкнул их в бездну. В «Оресте и Электре» есть потрясающие сцены, бьющие в сердце, есть яркие эффекты, но есть и вялые переходы, сбивки ритма, способ существования артистов слишком разнится.
«Возвращение» Олега Юмова (Новосибирский академический театр «Глобус»), по-моему, передает атмосферу и интонацию Андрея Платонова лишь отчасти и не всегда. Здесь очень важны сценография Марии Вольской (заставить героев жить на рельсах - не оригинально, но в данном случае очень точно) и свет Евгения Виноградова, создающий ощущение зыбкости, неокончательности, пограничности происходящего. Важен образ странноватого путевого обходчика - персонажа и рассказчика (Александр Варавин), придуманный режиссером. Остальные актеры в этом контексте существуют в разной степени убедительно и цельно (номинированная Елена Гофф, актриса яркой индивидуальности, делает жену Иванова как раз менее платоновской, чем сам Иванов - Павел Харин, его сын - Денис Васьков, случайная подружка на пути домой - Нина Квасова). «Победить» в театре Платонова - не просто высказаться по его поводу, но передать его мир более-менее адекватно, редко кому удавалось.
Прокопьевские «Экспонаты» Вячеслава Дурненкова в постановке Марата Гацалова, попавшие в конкурс на волне наступления новой драмы и награжденные призом критики, очень точно описала Елена Ковальская в одной из своих статей: люди как они есть вписаны в инсталляцию (в данном случае умного затейника - художника Фемистокла Атманзаса). Вот только то, какие они есть, кому-то кажется интересным, а мне лично - не очень. По-моему, безусловно талантливые артисты потерялись, оставленные режиссером без помощи. Да и «инсталляция» на сцене ЦИМа работала хуже, чем на «Ново-Сибирском транзите», где я видела спектакль прокопчан. Там зрители сидели на сцене вместе с артистами, фактически внутри этой самой инсталляции.
«Фронтовичка» «Коляда-театра» тоже поставлена по новой пьесе - Ане Батуриной, ее написавшей, 24 года. Взгляд девушки на судьбу своей ровесницы - Марии Небылицы, демобилизовавшейся незадолго до окончания Великой Отечественной, бывшей студентки хореографического училища, которая пережила не только войну, но и болезнь, смерть новорожденного ребенка, предательство любимого, не отличается психологическими глубинами. Но Николай Коляда и его артисты отнеслись к наивной и несколько схематичной пьесе с огромным уважением. Артисты, как всегда у Коляды, супер-органичны. Музыкальный ряд не избит (ждешь, к примеру, Чайковского, а получаешь Бетховена, вместо «Умирающего лебедя» звучит редко исполняемый 2-й концерт Сен-Санса). Ироничным и в то же время расширительным контрапунктом к мелодраме Небылицы идут знойные кадры трофейного фильма, сюжет про самую обыденную жизнь обычных людей лихо приправлен сюрреалистическими элементами, но, увы, статичен, быстро начинает буксовать. Того чудесного совпадения всех составляющих эстетики Коляды с драматургией, как это было в «Трамвае «Желание», здесь не случилось.
Пьесу «Малыш» Мариуса Ивашкявичуса в Хабаровском ТЮЗе поставил (впервые в России на профессиональной сцене) худрук театра Константин Кучикин. Хабаровский ТЮЗ впервые приехал на «Маску», да и вообще за много-много лет - в Москву. Поразительно светлую историю про то, что всё и все в мире связаны единым течением жизни, про то, что кровное родство и неразрывность с родной землей сильнее самой чистой любви, в чем печаль, боль и радость человека, хабаровчане прожили истово и чисто, с проникновенным пониманием слова драматурга - его велеречивого пафоса и иронии, грубого просторечья и поэзии. Эта постановка по интонации близка «Мадагаскару» Туминаса (но не его же блестящему, но холодному памфлету «Мастер», показанному на нынешней «Маске» вне конкурса).
Художник Андрей Непомнящий создал теплое рукотворное пространство из белого дерева и холста - модель мира с двумя землями-домами (в Литве и Сибири), расположенными на разных полюсах террас-ступеней, меж которыми пролегла вечная река - и по ней движется вверх-вниз лодка с героями, путешествующими между жизнью и смертью, потерями и приобретениями.
Несмотря на то, что актеры лишь временами обретали необходимую кружевную легкость существования (и зрительный зал радостно отзывался смехом и слезами), этот спектакль стал одним из самых ярких впечатлений фестиваля. А еще - внеконкурсный «Квартирник» Алексея Зубарева (создатель и руководитель театра «Желтое окошко», работающего обычно для детей - и превосходно, из маленького города Мариинска Кемеровской области). Этот моноспектакль - подлинный диалог со зрителями-друзьями (а кто еще собирается на квартирник?) о том, что свободу и себя в свободе обрести по сути нетрудно - надо лишь отказаться от того, чем нам велит дорожить условность, тогда обретешь зрение.
Жаль, что эти камерные постановки смогли посмотреть в Москве немногие. Здорово, что мы их посмотрели!
Лаврова Александра

Независимая оценка качества
Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке ниже

https://bus.gov.ru/qrcode/rate/299534?agencyId=107489

Наш канал в телеграм

https://t.me/tuz_xa