Перейти к содержимому. | Перейти к навигации

Персональные инструменты
E-mail English Анкета Театр Кукол Вход Регистрация Карта сайта Поиск
Версия для слабовидящих:
Разделы
Навигация
Мы в соцсетях



Портал «Культура.РФ»

Оценить работу сайта
 

Театр из провинции - не значит провинциальный / Интервью А.Шавгаровой, 25.03.2017

Давно замечено: у нас в Хабаровске в основном очень доброжелательный зритель. Он благодарно аплодирует и не единожды виденной старой постановке, и неоднозначной премьере. Он приходит в театр как в дом давних друзей, в котором не обращают внимания на пыль в углах и не упрекают за слегка подгорелый пирог. Правда, пыль от этого не перестает быть пылью…

Театр в провинции во многом отличается от столичных, - подчеркивает театровед Анна Шавгарова. - Безусловно, в каждом регионе есть свои театральные достижения, которыми край, область или город гордится. Но в целом, к сожалению, приходится говорить об отсутствии разнообразия театральных форм, редкости экспериментальных спектаклей, отсутствии интереса к современной драматургии. Есть сложности и с кадрами - и это понятно: столицы притягивают всё самое талантливое, самое интересное. В Москве и Санкт-Петербурге больше возможностей - кино и другие виды визуального искусства, где можно реализоваться. Центростремительные силы в таком большом государстве, как наше, безусловно, действуют.

С сожалением приходится констатировать, что наша дальневосточная специфика - в оторванности и отдаленности от центра.

- Так что же: наш театр по определению обречен? Ему не жить?

Ну, что вы! Конечно, жить. Вопрос - как жить. Ведь очень показательная ситуация: СМИ теряют интерес к театру, театр как «событийное» место очень часто остается незамеченным. Думаю, есть в этом закономерность. Потому что театр в провинции все чаще становится просто местом для развлечения.

Трудно упрекнуть в этом зрителя - он ведь может судить о возможностях театра лишь по тому, что ему дают. То, что в виде антрепризы привозят на Дальний Восток под маркой постановок московских театров - к сожалению, чаще всего очень грустное зрелище, это банальный «чес».

Настоящий современный театр - совсем не такой, каким его представляют люди, которые под классическим театром понимают некий мем, символ. Многие ведь считают, что если они придут, скажем, на «Вишневый сад», то непременно увидят, как артисты в исторических костюмах, в увитых плющом беседках будут переживать историю своих персонажей. Но ведь это не так!

Например, еще в начале XX века театр начинает работать с театральным пространством - уходит от традиционной сцены-«коробки», когда зритель сидит в зале, а актер перед ним на сцене. Театр уходит в цеха, на улицу, в самые непривычные места.

- Но все мы помним пародию на авангардный театр Мейерхольда в «Двенадцати стульях» - тогда это вызывало, по меньшей мере, скепсис. Неужели и сегодня мало что изменилось со времен Ильфа и Петрова?

Изменилось! Тогда это был эксперимент. А сегодня - мейнстрим, один из способов погружения зрителя в другую реальность. Это делается для того, чтобы выбить зрителя из привычной колеи. Но то, что происходит в театре уже давным-давно, у неподготовленного зрителя порой вызывает шок. «Меня посадили в коридоре, на какую-то странную конструкцию, - пишет зрительница в соцсети. - А я-то шла как на праздник, нарядная!» Да, современный театр предлагает не столько отдохнуть, сколько потрудиться. К этому, безусловно, нужно готовиться. А наш зритель не имеет перед собой примеров современного театра.

К большому сожалению, вот такое недоумение зрителя становится весьма значимым аргументом для «топ-менеджеров» от культуры, чтобы… одернуть театр, попенять постановщикам и исполнителям, посочувствовать «оскорбившимся». И эта тенденция сегодня характерна для всей страны, почему-то считается, что культурой вообще - и театром в частности - могут руководить просто хорошие управленцы…

- Но хорошие управленцы понимают: театр нуждается во внимании. Театру надо вовремя сказать доброе слово… В Хабаровском крае к Дню театра уже много лет приурочивается вручение премий губернатора Хабаровского края в области театрального искусства…

Это само по себе замечательно! Проблема в том, что члены жюри (среди которых доверено быть и мне) с сожалением замечают: слишком мало новизны в том, что предлагают наши театры. Слишком мало по-настоящему интересного.

Позволю себе весьма пространную цитату из одной рецензии: «Исполнение наших артистов более или менее известно нашей публике, чтобы нуждаться в особой оценке. Опять бы пришлось отметить, что такая-то провела свою роль вяло, а такая-то грубо… Наконец, оценка становится излишней уже потому, что где же набрать рыбы в пруде, изобилующем одними раками, по необходимости принужденными быть в рыбьем амплуа… Интеллигентная часть публики, видевшая безукоризненное исполнение тех серьезных вещей, которые ставит труппа, относится к исполнению последней по меньшей мере снисходительно, тогда как другая половина, «серая» часть публики, в этих вещах ценит главным образом дешевые эффекты, жанровые моменты… Вывод ясен: избегать постановок слишком серьезных и сложных пьес или, по крайней мере, перемежая ими более легкий репертуар, так как он просто не встречает надлежащей оценки, не удовлетворяя одних и будучи выше понимания других».
Самое примечательное, что напечатана эта статья, озаглавленная «Закрытие сезона», в газете «Приамурские ведомости»… 7 апреля 1896 года! Но актуальна - словно написана вчера. Полагаю, что губернаторский «театральный» конкурс должен претерпеть изменения. И прежде всего, эти изменения, предложения должны исходить от самих театральных деятелей.

- А правда, что при обсуждении претендентов на премию в этот раз дошло до очень серьезных споров и разногласий?

Были возмущения артистов музыкального театра, отчасти справедливые: в этом году в жюри не было специалиста по музыкальному театру. Но в основе была обида на то, какой серьезной критике подверглась работа этого театра. Хотя она мне кажется вполне объективной. На мой взгляд, музыкальный театр за 2016 год значительно утратил позиции и в репертуарной политике, и в художественном отношении. К сожалению, никто из артистов в этом сезоне не предстал для меня в новом ракурсе, не раскрылся с новой, неожиданной стороны.

Были упреки и в адрес Хабаровского краевого театра драмы - по поводу легковесности репертуара. А «серьезные» спектакли («Женитьба Фигаро» и «Недоросль») были решены устаревшими приемами, актеры находятся в рамках того, что они уже играли прежде. Не усматривается, увы, позиции театра, режиссерского поиска. А по моему глубокому убеждению, именно драматический театр в городе должен быть главным, должен определять уровень театрального искусства.
Поиск, новое, свежее - это то, о чем хотелось бы говорить. Каким бы замечательным не был творческий «багаж» театра, какие бы прекрасные имена не создавали ему славу в свое время, нельзя останавливаться на достигнутом. Нельзя даже самые хорошие постановки сплошняком превращать в спектакли-«музеи», надо идти дальше. И дело не только в новых формах - это замечательно, но это найти проще всего, все эти квесты, «бродилки» и прочее. Главное - найти содержание. Кстати, Хабаровский ТЮЗ тоже не открыл Америку, когда ставил спектакль на лестнице или приглашал зрителей в Театральный дворик на спектакль под открытым небом. Все это было еще во времена Древней Греции. Главное, повторюсь, - новые мысли, новый взгляд, новое прочтение.

- …и новые имена, которые заставляют о себе говорить.

Да, в этот раз таких имен два. Артист Комсомольского-на-Амуре драматического театра Эмиль Енин играет очень небольшую роль в спектакле «Гранит науки». Но он настолько естествен, настолько убедителен! Он удивил в самом хорошем смысле этого слова.

Вадим Гончаров из хабаровской «Триады», сыгравший роль Старика в спектакле «Солнце, старик и девушка», был очень интересен в своем образе, существовал на грани брехтовского «остранения» и психологизма. Безусловно, всем бы нам хотелось, чтобы подобных открытий было больше.

- Возможно, их принесет год нынешний? Хабаровский ТЮЗ вновь претендует на премию «Золотая маска». Спектакль Михаила Тычинина «Дознание» по пьесе П. Вайса заявлен сразу в двух номинациях: «драма/ спектакль малой формы» и «драма/работа режиссера». Заявлен самим театром?

;Нет, эта работа выбрана экспертами. То, что сделал молодой режиссер Михаил Тычинин в рамках проходившего в Хабаровске прошлым летом фестиваля-лаборатории актуальных текстов «Наша тема», - это так называемый «иммерсивный», основанный на полном погружении зрителя в действие театр. Постановка заинтересовала экспертов и была номинирована на престижную премию. Удастся ли театру из провинции достойно соперничать с признанными коллективами из театральных столиц - время покажет.

Сегодня изменилась к лучшему ситуация в драматическом и музыкальном театрах Хабаровска: теперь здесь есть художественные руководители, которые большое внимание уделяют поиску кадров. Так что надежда на открытия есть.
Если наши актеры, наши режиссеры чаще будут присутствовать на всевозможных фестивалях, участвовать в работе творческих лабораторий, видеть, как работают их коллеги из других театров, то у них будет больше возможностей развиваться самим, чувствовать тенденции, понимать перспективы. Театру из провинции вполне по силам не быть заштатным «провинциалом».

Автор: Марина Семченко
Источник: https://www.toz.khv.ru/newspaper/yo_raznom/teatr_iz_provintsii_ne_znachit_provintsialnyy/