Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Независимая оценка качества
Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке ниже

https://bus.gov.ru/qrcode/rate/299534?agencyId=107489

Наш канал в телеграм

https://t.me/tuz_xa

ТЮЗ: Игры со временем

В  дальневосточной столице стартовал уникальный  фестиваль - лаборатория актуальных текстов «Наша тема» - единственный театральный фестиваль на Дальнем Востоке. И его проводит единственный театр, который представляет горожанам  актуальные современные тексты, – Хабаровский театр юного зрителя.

"Фестиваль не случайно называется "Наша тема". Нам хочется поговорить со своими зрителями на темы, о которых невозможно молчать или просто забавно обсудить. Этот фестиваль — прежде всего попытка диалога. Полноправным членом жюри конкурсной части фестиваля будет экспертное сообщество предвзятых театралов - постоянные зрители Хабаровского ТЮЗа", - рассказали организаторы.

На фестивале будет представлено 8 актуальных текстов. 12 июля жюри выберет лучших актера и актрису, а самый-самый  текст получит право постановки в Театре юного зрителя.

Говорящие головы

ТЮЗ: Игры со временем Открыл фестиваль перформанс на старинной лестнице в фойе Хабаровского  театра юного зрителя. В полумраке актеры театра представили авторов текстов, которые будут звучать во время фестиваля.  "Инфернальные" дикторы - актеры с коробками на головах, чьи лица были подсвечены фонариками, подчеркивали основную направленность фестиваля - здесь надо думать, никаких "карамболин  с кордебалетами" не будет.

Гараж и скотч

В первый фестивальный день был представлен спектакль по пьесе А. Материнского "Сироты". Площадкой для представления был выбран ТЮЗовский  гараж, изначально подчеркивая жизненность, почти обыденность сюжета.

Аритмичность звучащих фраз и грязь гаража  акцентируют доведенный до абсурда эгоцентризм и лживость матери, буквально меняющей  маски. Это создавалось при помощи скотча, наклеиваемого на лицо актрисы. Треск клейкой ленты оттенял ту реальную боль, на которую по собственной воле обрекла себя женщина. Казалось, что срываемый скотч сдирал не только верхний слой  кожи, он сдирал маску. Но следовала следующая...

«Все было очень!»

ТЮЗ: Игры со временемЭ тот документальный спектакль вызвал неоднозначную реакцию на фестивале «Ново-Сибирский транзит».  В "Сиротах"  обыграна история приемной матери, в течение длительного времени пытающейся через суд добиться прекращения установленного усыновления над несовершеннолетним ребенком. По словам автора пьесы Артема Материнского, конфликт  до сих пор не улажен, процесс о прекращении усыновления продолжается до сих пор.  "Не передать словами ту радость, которую я испытал! Спасибо всем людям из Хабаровского ТЮЗа! Я безумно счастлив знакомству! Всё было очень!" - так отозвался о спектакле автор пьесы. По его словам, сюжет долго его держал, даже мучил. Он по совету маститых экспертов даже дописал практически счастливый финал. Где мать и ее приемная дочь обретают мир и покой  в храме. Однако в Хабаровске интуитивно выбросили надуманную часть пьесы и вернулись, не зная того, к первоначальному варианту без «счастливого финала».

 

Эскиз спектакля  "Сироты", в основу которого легла подлинная история удочерения,  был показан летом прошлого года в рамках проекта "Шамбо". Талантливейшая актриса Светлана Мальгина предстала в образе как матери, так и дочери.

Голливудщины не будет

"Это гениальный спектакль, гениальная актриса! - говорили хабаровчане. - Хочется посмотреть его еще!", "Все понятно, аж сердце останавливалось!", "Все очень реально!",  "А мы, как матери, намного лучше?"

Были и критические замечания. Уж очень хотелось некоторым зрителям ярко выраженного  светлого финала, счастливой точки, а лучше - как в голливудщине или советских мистериях про сталеваров-колхозников.

Правда взрослой жизни финала не предполагает.  Как правило, во всякой взрослости - сплошные многоточия и страшная необходимость иметь свое личное мнение и делать свой личный выбор.

Зыбучие пески и душевные песни

ТЮЗ: Игры со временемПесни Булата Окуджавы как-то по-детски мудры. Не наивны, а именно мудры. На его песни в глубине души откликается тот маячок, на свет от которого  к нам идут дети и животные за добром и лаской. От песен Окуджавы маячок загорается сильнее, и от этого хочется дарить любовь, становится теплее самим, а значит, и окружающим.

В основе коллективного сочинения студентов 3-го курса Хабаровского государственного института культуры (мастерская Константина Кучикина) и режиссера ТЮЗа Ольги Подкорытовой  "Песок. Песни" - творчество Булата Окуджавы, мемуары Вертинского, творения Хармса... и куклы. Фигуративный театр - так определили жанр его создатели.

Компот и еще раз компот

Спектакль, показанный в рамках фестиваля "Наша тема", начался с компота, того самого, советского, пионерлагерного, из сухофруктов, и закончился компотом. Буквально.

Зрители пили компот, сладкий, как в советском детстве (у кого оно, конечно, было), расходиться  не хотелось. Кто-то кутался в ТЮЗовское одеяльце, а действо проходило в театральном дворике, ночь выдалась зябкой. Горел костерок.   И казалось, шевельнись, и разрушится та хрустальная атмосфера, которую создали актеры, куклы и песни Булата Окуджавы.

Подсолнухи и гейша

ТЮЗ: Игры со временемОбразы мелькали с бешеной скоростью: вроде бы Грузия, нет, это берег моря... ах, что вы, это же город... А подсолнухи?  И растительное масло? Зачем масло? Неожиданно появлялась кукольная гейша, неторопливо шествовала по зыбучим пескам и исчезала. Актер взлетал вверх по лестнице на балкончик.  «Бог ты мой, это же опасно, соскользни нога и…», - замирало сердце. А юноша  из песка  при помощи ведерка  сформовал три кучи – грузинская сакля? Три закуренные сигареты - три дымящиеся трубы…  Жизнь, однако.

И тут актеры начинали петь, и песни прогоняли все мысли: «Дыши, живи, чувствуй, купайся в хрустальной атмосфере, плыви по волнам вместе с нами!».

Какие они еще дети – эти актеры, какие чистые, искренне верующие и чувствующие. И вместе с ними зрители возвращались  в детство по мере возможности, способности фантазировать и поддаваться гипнозу  настоящего театра. И тоже старались быть юными, чистыми, искренне верующими и чувствующими.  Поэзия – это не буквы,  красиво размещенные на белом листе бумаги, не рифмы. Это музыка эмоций, ритм чувств, головокружительный круговорот образов. Это язык душ. Здесь нет места рациональности.

"Отгремели песни нашего полка"

ТЮЗ: Игры со временемИ были стихи и песни, и были песок и подсолнухи, и была щемящая боль. Чуть-чуть. И от этого иногда хотелось плакать. Потому что детство прошло. У кого-то так давно это было, и больше никогда в жизни не будет самого вкусного и сладкого в мире пионерлагерного компота…

"Чтобы не было войны, надо ворона убить"

Мы-то муравьи, мы-то рождены, чтобы влюбляться, быть дежурными по апрелю, чтобы косточку  виноградную в землю закапывать. Нам ли до войны? Устами младенца глаголит истина... Понимали ли молодые актеры, поющие эти строки, всю пронзительную окуджавинскую предопределенность, страшную прозорливость? «Ах, это всего лишь игра, всего лишь театр!»

Во время обсуждения кто-то из зрителей требовал "раскрыть секрет магии":  "Что это - спектакль или концерт? А сюжет каков? О чем это все?"

О чем? О нас. И держа в руках кружку с компотом, думалось, что он поминальный, что поминаем мы тех, которых, может быть, никогда на свете и не было, поминаем себя - добрых, чистых и тонких. Тех, у которых обязательно виноградная косточка даст побег.

Юрий Вязанкин

Кстати, 1 июля в рамках фестиваля будет представлена пьеса П. Вайса «Дознание», написанная по материалам нашумевшего франкфуртского процесса (1963-1965 гг.) над эсэсовцами - палачами Освенцима.

2 июля хабаровчане увидят «Карину и Дрона» П. Пряжко. Герои этой пьесы – подростки. Играть их тоже будут шесть обычных девушек и юношей. Набор случайных, как будто подслушанных разговоров ни о чем неожиданно вскроет совершенно новый поток языковой реальности, какую-то иную форму коммуникации, рождающуюся где-то между постами в «Инстаграме» и перепиской в «Вотсапе».

Начало спектаклей в 23.59.

2 июля  в 20.00   состоится «Читка с натуры»:  хабаровчане услышат текст пьесы Ульяны Гицаревой «Хач*»,  победителя в конкурсе Национальной премии и фестиваля «Золотая Маска» в номинации «Выбор зрителей» (в рамках специальной драматургической премии «Конкурс Конкурсов 2015»).

Эта пьеса о том, что такое «свой» и «чужой», о доме и бездомности, о национальном вопросе и принадлежности к той или иной стране, культуре, обществу. Достаточно ли сегодня просто иметь «правильную» национальность и возможно ли вообще не говорить о расовой принадлежности в наше время тотальной миграции?..

*Хач в переводе с армянского означает крест. В России «хачами» изначально называли только армян, потому что армяне являются первыми, кто в 301 году принял христианство и стал носить нательный крест. Таким образом, хачами можно называть все народы, исповедующие христианство. (Словарь кавказских языков)

Фотографии: Наталья Ивацик
Источник: http://khabarovsk.md/culture-art/3335-tyuz-igry-so-vremenem.html

Независимая оценка качества
Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке ниже

https://bus.gov.ru/qrcode/rate/299534?agencyId=107489

Наш канал в телеграм

https://t.me/tuz_xa