Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Независимая оценка качества
Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке ниже

https://bus.gov.ru/qrcode/rate/299534?agencyId=107489

Наш канал в телеграм

https://t.me/tuz_xa

Живой Журнал Екатерины Пятковской, 31.10.2012 г. Искать откровение. По мотивам «Юдифи»

 

Классика мировой литературы (в т.ч. Библия)

учит нас тому, что при прочих равных условиях,

женщины большее зло, чем мужчины.

Билли Новик, Billy’s Band

Спектакль «Юдифь» возник в пространстве фестиваля «Дни немецко-российской культуры в Хабаровске», который каждую осень добавляет красок в размеренную жизнь нашего города. Для работы над ним в Театр юного зрителя приехал режиссёр из Германии – Ральф Хензель. Вместе с актёрами ТЮЗа немецкий маэстро воссоздал для нас, зрителей, древний библейский сюжет, и в его интерпретации он звучит смело, под неожиданно дерзкий аккомпанемент Rammstein.

Легенда о том, как одна иудейская женщина сделала то, что оказалось не под силу всей ветилуйской рати, могла бы в наши дни спокойно превратиться в гимн феминизма. Но в этой игре полов есть и вторая сторона, имя которой – Олоферн. Тиран, страшный человек, чьи руки по локоть в крови. Безумно привлекательный — и по-настоящему жуткий. Он ездит на лютом Цербере, каждый день рождается заново и уничтожает всё на своём пути. Образ Олоферна так силён, он так достоин находиться подле Юдифи — что расправа героини над безродным чудовищем не приносит должного морального удовлетворения. Хотя, если прибегнуть к нравственным штампам, добро оказалось сильнее.

Афиша спектакля предупреждает внимательных зрителей, что кое-кто из персонажей в этот вечер потеряет голову. Но лишиться её можно не только от взмаха вострого меча. Гнет страшного деяния к финалу спектакля превратит первую красавицу Ветилуи в безумное существо – и это столь же непоправимо, как и рана, что нанесла её рука. Хотя потомки будут считать поступок Юдифи подвигом.

Ненависть, связавшая Юдифь с Олоферном и жажда, притягивающая Олоферна к Юдифи, ужасающе сильны, и, наверно, именно из-за этого на первый план выходит вопрос совершенно не религиозный – светский, чувственный. Фридрих Геббель наполнил исконный целомудренный сюжет ощутимым эротизмом, который без купюр подхватили в ТЮЗе. Поистине варварское ложе, укрытое меховыми шкурами, изначально станет местом для неприкрытых признаний, для выворачивающей наизнанку душу – тирана! – горячкой. И в бреду рядом с ним – Юдифь, которая не так давно пережила подобное, но была вознаграждёна божественным откровением. Олоферну такой милости познать не дано.

«Юдифь» ТЮЗа – это нечто больше, чем просто история о сильной женщине и скучающем тиране. Раздвигая пространство трагедии, недоступной современникам, актёры – устами тех самых современников – пытаются растормошить зрителей, по привычке отключивших орган, готовый воспринимать острое, напряженное действо. Эти сюжетные гиперссылки, вплетённые в канву повествования якобы лектором-культурологом и мальчиком с ноутбуком в смешной мышиной шапке, держат зал в не меньшем напряжении, чем голод, насилие, предательство – неизменные спутники трагического конфликта. Но после просмотра спектакля не остаётся тяжёлого послевкусия – ты уходишь, поражённый актёрской игрой Дарьи Добычиной (Юдифь), шагнувшей в ужасающую пропасть безумия, и Александра Молчанова (Олоферн), взявшего на себя смелость стать демоническим сверхчеловеком. А потом, вновь прокручивая в голове увиденное, в очередной раз пытаешься понять, как случилось, что из двух потерявших себя персонажей в чём-то Олоферну даже повезло больше – ему не придётся искать в глубинах подсознания новое откровение – что оправдает, и позволит жить спокойно.

 

 

Независимая оценка качества
Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке ниже

https://bus.gov.ru/qrcode/rate/299534?agencyId=107489

Наш канал в телеграм

https://t.me/tuz_xa