Детский театр чудес / журнал "Мама и малыш в Хабаровске" № 15

Кто из нас в детстве не был в детском театре? А так ли важно это место для маленького человека? Кому и зачем вообще туда ходить, мы беседуем с режиссером Хабаровского театра юного зрителя Ольгой Подкорытовой.

 

- Ольга Ивановна, как получилось, что вы стали режиссером?

- Моя жизнь сделала огромный крюк, прежде чем я им стала. Так сложилось, что впервые в театр я попала в восемнадцать лет, поэтому детский театр, в котором сейчас работаю я, мне даже сравнить не с чем. Но что было всегда – я выдумывала истории и писала стихи. Наверное, поэтому мне до сих пор гораздо проще самой написать пьесу, чем найти уже готовую с похожей темой. Помню, в детском саду во время сонного часа, я садилась и тихонько вслух сочиняла сказки. Сейчас я бы дорого заплатила, чтобы их послушать…

 

- Что, на ваш взгляд, важно сегодня для детского театра?

- В театре, как и в жизни, одними из самых важных является такое понятие как «здесь и сейчас». Не нужно быть великим психологом, чтобы, наблюдая за окружающими, видеть растерянных людей... Часто мы, взрослые, не имеем ни сил, ни времени на то, чтобы просто вспомнить как мы были детьми, позволить себе роскошь повалять дурака, увидеть насколько щедр и чудесен мир. К сожалению, порой все, что мы можем – это помочь ребенку социализироваться, адаптироваться в жизни. Для этого все секции, кружки, английский язык, йога и пр. Родители стараются «подстелить соломки» своему чаду, подготовить его ко всем возможным трудностям жизни.

Это значит, что жизнь «здесь и сейчас» они уже потеряли. Они живут в некоем воображаемом будущем. В том моменте, когда их ребенок пойдет в школу, и ему пригодится тот самый английский.

- А что же дети?

- То же самое и дети. Они тоже живут не сейчас, их мысли там, где они вырастут, когда, наконец, окончат музыкальную школу, когда им купят мопед… Человек не проживает свою жизнь здесь и сейчас, а постоянно находится где-то в будущем или прошлом. Вот за это «здесь и сейчас» театр и старается всеми силами зацепиться. Потому что все самое важное происходит здесь и сейчас, каким бы мимолетным и незначительным это ни казалось. И одна из функций театра - как раз возвести момент жизни в ранг события, подлежащее осмыслению.

Вот почему второй важный момент – это внимание. Завоевать внимание детей – это самое важное. Потому что только тогда ты можешь окунуть их в это «здесь и сейчас». Вот почему самая ценная вещь на детском спектакле – тишина. Она означает, что тебе, скорее всего, удалось зацепить, разбудить, раскопать среди всего наносного чистую детскую душу… И только в детском театре это возможно.

Это не значит, что прямо сейчас, после спектакля ребенок вдруг поймет свой путь и то, что сделает его по-настоящему счастливым. Но, возможно, в этой звенящей детской тишине произойдет то чудо, которое много позже, во взрослой жизни, принесет свои плоды… Возможно, именно эта эмоция когда-нибудь вытянет человека из самой сложной ситуации…

 

- Как же «переводить» сложные взрослые мысли на язык детей?

- Мне кажется, здесь не нужно ничего выдумывать, нужно говорить с детьми, как с людьми — и все. А что ребенок не поймет словом, он почувствует. Дети намного совершеннее нас, взрослых, и гораздо больше понимают, чем мы думаем. Когда я вижу спектакли, сделанные нарочито для маленьких, мне становится стыдно за нас, взрослых. Мне кажется, что тогда дети считают нас полными идиотами. А если твой спектакль не понят – значит, ты просто не дотянул.

Не быть идиотом в глазах маленьких детей – направляющий вектор для меня.

 

- А сказки ставить сложнее, чем взрослые спектакли?

- Сказки, на самом деле, очень серьезная вещь, таящая в себе опасность для маленького человека. Ведь для сказок двери в душах детей всегда открыты. В итоге, в сложной ситуации ребенок подсознательно начинает действовать по законам, если не сказать по шаблонам, сказки. Посмотрите сколько у нас вокруг Золушек? Сколько девочек всерьез думают, что ее дело - чище тереть горшки, в надежде на Фею-Крестную, которая придет и сделает волшебство, и тогда ее полюбит Принц? И всем подавай именно принцев - ведь это счастье и заслуга за страдания! Поэтому девочки с детства готовы ждать, страдать и уповать на волшебство, а если оно вдруг не случается, или если ее вдруг полюбит не Принц?

Со сказками нужно быть очень осторожным! И я в полной мере осознаю эту ответственность. Более того, я точно знаю, что сказки, написанные нами, исполняются. Все, что мы, люди, сочиняем, исполняется! Поэтому в театре нам нужно сделать все, чтобы побывав в Сказке, ребенок уверовал — все это правда, и мир полон волшебства, которое вполне возможно сотворить самому. И тогда он сотворит сам свою жизнь счастливой.

Еще я думаю, сказка – это всегда зеркало. И то, что ребенок увидит в нем, он должен понять и принять. Не надо его специально пугать или особо смешить, не надо его завлекать ни в какие далекие дали. Главное – не бояться говорить с ребенком всерьез о важном.

 

- А новогодняя сказка отличается от обычной?

- Новый год – это как раз тот момент, когда существование чуда под вопрос вообще не ставится. Поэтому новогодняя сказка - это реальный шанс сделать так, чтобы человек впустил Чудо в свою жизнь! И поэтому делать в это время спектакль о каких-то совершенно посторонних для ребенка вещах – зря терять время.

Я против формального отношения, поэтому мы стараемся делать наши новогодние спектакли такими, чтобы каждый смог узнать в них себя. По этой же причине для меня в принципе не существует отрицательных персонажей. Это ведь очень удобно сказать: этот хороший, а этот плохой; этот во всем виноват, а этот - молодец. Нужно учить детей не воевать, а разбираться. Чтобы ребенок не винил в своих проблемах маму, папу, бабушку, учителя, а понимал их мотивы.

Нужно учить детей не воевать, а  разбираться.

 

- Зачем родителям приходить на детские спектакли?

- Родители очень трепетно относятся ко всем «первостям» у своего ребенка: первый зуб, первый шаг, первый класс – это всегда не хочется пропустить. И как раз в театре у ребенка может впервые случиться какое-то важное открытие или возникнуть очень важный вопрос, который он не донесет до вечера. А в театре у вас есть возможность оказаться рядом, и даже если вы не будете знать ответа, вы, по крайней мере, будете знать, что вопрос этот возник.

Главное, что должен увидеть ребенок на спектакле – это внимание к себе.

 

- В наш век всевозможных гаджетов сказку можно посмотреть где угодно и когда угодно. Зачем же ходить в театр?

- В театре работает один хитрый прием: тебя специально усадили в зрительный зал и специально для тебя что-то происходит на сцене. Это значит, что внимание зрителя не рассеяно, как тогда, когда он смотрит телевизор, разговаривает с домочадцами и ужинает одновременно.

И потом, когда мы читаем ребенку сказку, она существует у него лишь в воображении, когда смотрим кино, то это экран, спецэффекты…Только в театре ребенок приходит и видит живых людей прямо перед собой на сцене, и волшебство происходит по-настоящему прямо сейчас. Ребенок понимает, что чудеса существуют, потому что он их видел своими глазами. Театр – это практически единственное место, где он может это увидеть. И это огромный вклад в копилку понимания всемогущества человека. Потому что, если он знает, что чудо возможно, его уже будет трудно остановить…

 

 

Текст и фото: Наталья Ивацик,

журнал "Мама и малыш в Хабаровске" № 15, лето 2015

25.03.2016