Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Независимая оценка качества
Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке ниже

https://bus.gov.ru/qrcode/rate/299534?agencyId=107489

Наш канал в телеграм

https://t.me/tuz_xa

Новый сезон откроется арт-проектом «Театр в окнах»

Новый театральный сезон Хабаровский театр юного зрителя решил начать не с премьеры, и не с театрального спектакля. Откроет сезон арт-проект «Театр в окнах». Историю его создания и развития рассказывает режиссер Хабаровского ТЮЗа, драматург Ольга Подкорытова.

С чего все началось
Такая уж сложилась в нашем театре традиция — хлебом нас не корми — дай придумать чего-нибудь такого, чем бы еще удивить друзей театра. Да, именно «друзей театра», а не «публику», потому, что город наш находится в дальневосточной глубинке, где театров очень мало по сравнению с центром, и вся театральная публика делится по предпочтениям между театрами города. Наверное, у каждого провинциального театра складываются отношения с определенным числом зрителей, которые становятся постоянными. И если своих зрителей ты часто узнаешь в лицо, складывается достаточно плотная обратная связь, выстраиваются уже какие-то чуть ли не семейные отношения, то конечно же, мы стараемся почаще придумывать что-то, чтобы их удивлять.

Кроме того, в самой команде ТЮЗа где-то точно зашито «шило», которое не дает нам просто работать спокойно, — нам все время хочется чего-нибудь такого «отчебучить». Это если выражаться понятным языком, ну а если языком журнальным говорить, то Хабаровский ТЮЗ уже давно экспериментирует с разными сценическими пространствами, и вообще экспериментирует.

В общем, к тому времени как придумались «Окна», у нас в ТЮЗе уже были и уличные спектакли во дворике, и нашу «Ночь в театре» мы открывали перфомансом на фасаде театра, и вообще, много чего уже происходило такого, что выходит за рамки традиционных взаимоотношений «зрительный зал – сцена».

Наше здание – бывшее Общественное собрание 1901 года постройки – уже само по себе театральная рама. И вот однажды мы с двумя нашими артистами - Виталием Федоровым и Петром Нестеренко, смотрели на фасад театра, что-то придумывали…. И вдруг совершенно отчетливо увиделось: люди в окнах! Всё!

Окна — это вообще моя какая-то личная «привязка». Я очень люблю смотреть в светящиеся окна и придумывать, что там за ними происходит, и, если что-то пишу или ставлю, обязательно каким-то образом там присутствуют окна. В 1999 году у меня вышел поэтический сборник, который тоже назывался «Окна». Одним словом, как-то само придумалось, будто на поверхности лежало.

Худрук Константин Кучикин поддержал идею, артистам тоже было интересно попробовать. Это же очень живая ткань получается — никто ничего заранее не репетирует. В окнах все происходит впервые здесь и сейчас.

Мы собрались с артистами, я предложила им на выбор образы, истории, что-то у самих артистов в ходе обсуждения рождалось, мы договорились об общей атмосфере, чтобы перфоманс получился все же единым по духу, по стилю. Затем артисты готовят себя к «выходу в окно» — это действительно большая внутренняя работа, к которой я отношусь с большим трепетом — а мы с постановочной частью основательно готовим площадку. В каждом окне нужно выставить свет, обеспечить доступный со всех точек просмотр. Мы поднимаем уровень площадки пандусами, и обсуждаем с художником декорации.

Жизнь в окнах

А дальше все происходит так: представьте, вы прогуливаетесь вечером в центре города, и вдруг начинает звучать музыка, окна театра внезапно освещаются, и в них начинается жизнь. Для прохожих это полная неожиданность, они удивляются, останавливаются, конечно же, снимают происходящее на телефон, спрашивают и переспрашивают друг у друга: «А что происходит? А что это?», транспорт притормаживает, мигая аварийными огоньками, создавая пробку, пассажиры и водители высовываются из окон машин и троллейбусов — люди незаметно для себя становятся театральными зрителями. При этом никто из них не планировал этим вечером оказаться в театре. Однако наш контакт происходит! Это непередаваемо и трудно описать, что происходит в этот момент! Здесь и свобода, и искренность, и благодарность с обеих сторон. Ведь никто никому ничего не должен. Зритель может в любой момент двинуться дальше, артист максимально открыт перед зрителем. Он позволяет за собой «подглядывать», и в то же время может рассказывать свою историю так, как хочет. Он ничем не обязан зрителю, ведь мы не продавали билетов, и ничего никому не обещали. Все это происходит просто так, «по любви». Вот что важно.

Образы в окнах простые и понятные, и все же немного нездешние, из какой-то другой реальности: книжной, волшебной, или давно минувшей. Одним словом, из театральной реальности.

Жизнь в «Окнах» очень теплая. Например, мастер-кукольник за работой. И есть в нем что-то такое, что убеждает — человек этот способен вдохнуть жизнь в любую деревяшку. В другом окне — совершенно чудесный портной, и можно видеть, как любит он то, что делает. Он будто не шьет, а танцует в окружении дам в его будущих платьях. Или девочка, читает волшебную книгу сказок перед сном в своей постели. И сказки из ее книги просятся поиграть: то звезды танцуют, то куклы оживают, то огромная живая собака лижет нос и ложится рядом на одеяло. Сразу хочется назад в детство.

Их было много, наших оконных персонажей: и писатель с буйной фантазией, который переиграет все свои придумки прежде чем напечатать их на старенькой пишущей машинке, и настоящий поэт с пером, и сапожник, и, конечно же, фавориты публики — колоритный повар с достоинством оперного певца, готовивший торт и красавица-домохозяйка, которая переделав все домашние дела, ожидает кого-то, кто все не приходит и не приходит.

Наблюдать за процессом самой жизни можно бесконечно, однако продолжительность перфоманса мы ограничиваем 10-15 минутами, после паузы запускаем новый «круг».

С первого же раза, как только мы сделали пробный показ в окнах, стало понятно, что идея больше себя самой, и в ней заключен большой потенциал. Захотелось довести дело до полноценного спектакля в окнах. И такой спектакль со временем получился.

Перфоманс «Окна» - это многосерийный, многоцелевой спектакль. Одна из «серий» называется «Окна. Подростки». Этот спектакль посвящен тинейджерам. Ситуация в окне – проблема в фокусе. Таков основной визуальный принцип построения спектакля. Только теперь, для полноценного спектакля, мы используем также и балкон с окнами второго этажа и крыльцо здания. То есть, в спектакле «играет весь дом».

Проблема в фокусе

Обычные сцены из жизни. Такие сцены каждый из нас мог бы увидеть в почти любом окне почти любого дома. Мы просто как будто подглядываем за жизнью. Но каждый внимательный зритель сможет разглядеть в истории то, что для подростков является проблемой, и задуматься над этим.

Например, в одном окне у Мамы, вечерний гость с шампанским, который чтобы «познакомиться поближе» с возможным будущим пасынком, то учит его как правильно, по-армейски чистить картошку, то играть на гитаре, в итоге ребенок убегает на темную улицу, оставив мать с ухажером.

В другом окне двое тинэйджеров, увлекшись телефонами друг друга, оказываются рядом, лежащими на тахте. За этим занятием их застает пришедшая с работы мать и устраивает скандал, испугавшись опасной близости малолетней дочери с парнем. По соседству, не смотря на поздний час, полным ходом идет фотосессия в рекламном агентстве, где в качестве модели занята «малолетка», чье юное лицо за несколько минут преображается до неузнаваемости, превращая невинное создание во взрослую опытную модель, которая умело демонстрирует и откровенные позы и откровенные наряды. Тем временем наверху, в кафе семья празднует день рождения дочери, которой неуютно от того, что мама, с каждым бокалом шампанского все больше привлекает к себе внимание соседей по столику. А охранник внизу и вовсе не пускает в кафе чернокожего парня. Девочку-блондинку пускает, а ее чернокожего спутника не пускает. Жизнь идет своим чередом, где-то девочка снимает на телефон имитацию собственного суицида, а где-то футбольный фанат расстреливает дротиками дартса плакат с изображением своего кумира-звезду футбола, за то, что они в очередной раз проиграли.

Любая история, любая тема, может стать основой для спектакля в окнах. И мы продолжаем придумывать и удивлять наших друзей. Этот проект дорог нам своей многовариантностью, любим, потому что позволяет импровизировать. В этот раз мы задумали нечто совсем другое. 30 сентября и 7 октября с 19 часов 30 минут в течение целого часа можно будет увидеть наш арт-проект «Театр в окнах».

Фото: Наталья Ивацик

30.09.2017

Независимая оценка качества
Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке ниже

https://bus.gov.ru/qrcode/rate/299534?agencyId=107489

Наш канал в телеграм

https://t.me/tuz_xa