Дознание

Петер Вайс


  продолжительность спектакля 2 часа

Рассказывают, что редактор этой документальной пьесы Петера Вайса (1965) оставил на ней резолюцию «Для постановки в театре невозможна, так как слишком страшна». В ее основе – леденящие душу протоколы допросов с Аушвицкого процесса начала 1960-х: подробный, с тошнотворными деталями, рассказ о технологии работы гитлеровской фабрики смерти и несколько ироничный, надменный тон вновь выявленных нацистских преступников. Они не верят в суровое наказание: ведь это все дела далекого прошлого, а главное – «мы всего лишь выполняли приказ, за что же нас судить?»

Спектакль молодого режиссера Михаила Тычинина до аскетизма строг. Зрителя тут оставляют наедине с текстом Вайса, не навязывая интерпретаций и не высекая дешевого пафоса на костях великой трагедии. В спектакле заложен и другой, не менее важный сюжет: несколько десятков зрителей в замкнутом пространстве, играют роль коллективного социального тела, микромодели общества.

16+

режиссер - Михаил Тычинин
художник - Павел Оглуздин

Заняты в спектакле

Галина Бабурина
Сергей Мартынов
Наталия Мартынова
Михаил Тычинин
Татьяна Широкова

Дата премьеры 11.03.2017
Театральный дворик

Отзывы

Ксения Аитова Как сделать так, чтобы зритель не смотрел спектакль про нацистский концлагерь, как историю "о той войне"? Как задеть его, заставить почувствовать выбор между участием и неучастием, выбор в практически безвыходной ситуации? Михаил Тычинин в хабаровском "Дознании" по пьесе Петера Вайса минимизирует роль актеров. Зрители будут сами читать куски пьесы - вслух и про себя, сами зададут вопросы и сами на них ответят. Или не ответят. Пьеса по материалам франкфуртского процесса над нацистами страшна не ужасными подробностями уничтожения миллионов, а позицией обвиняемых: я только подчинялся, я не мог ничего сделать, я ничего не знал. А если и знал? Строка за строкой, глава за главой зрителю, сидящему в пустом ангаре, над которым как будто бесконечно идут полные людей вагоны, все ближе дают рассмотреть этот выбор. Мой вопрос ("где граница между участием и неучастием?") остался последним и выпал Алексею Бородину. Он ответил: "Её нет".

@iv.kurakin По-моему, Дознание Хабаровского ТЮЗа, которое привезли в СПб на Точку Доступа (спасибо!) - важный спектакль. Дело не в том, что он что-то там "напоминает" или "ещё раз говорит о" или что-то ещё такое. Этот спектакль создаёт для нас действительную встречу с действительно страшным текстом (до мурашек), и эта встреча каким-то образом получается живой и лицом к лицу. Такая встреча невозможна, мне кажется, больше уже нигде: на ютубе к каким-нибудь документальным записям непременно подложат музыку (типа "здесь грусти", "здесь ужасайся"), про тв и говорить нечего. Здесь этого нет: вот ты, вот текст - знакомьтесь. Страшно? Да. Можно, конечно, просто взять и прочитать его дома, но тогда не будет сегодняшнего совместного опыта, ведь очень важно, что мы вместе. Плюс, есть вещи, без которых ничего не выйдет: артисты, свет, реквизит, и тэдэ. Иронично, что почти параллельно в нескольких километрах от нас идет военно-воздушный парад. А мы сидим в холодном гараже, то со свечами в руках, то в темноте, то оставаясь один на один с жуткими свидетельствами, то задавая друг другу вопросы - например, повторится ли это? Побольше людей прошло бы через этот гараж, скажем, вместо сегодняшней Дворцовой. Тогда, кажется, меньше шансов, что повторится.

Екатерина Нечитайло Пытаться играть этот текст Вайса бессмысленно; прожить - не представляется возможным; раскрашивать - почти преступление. Спектакль Тычинина не документальная попытка воссоздания жутких условий, но стремление дойти до сути, не судилище, но старание дознаться до истины, что не имеет цели что - то установить, кого - то обвинить, в чем - то уличить, не расправа над людьми и их деяниями, а тихий вопрос: «Как бы судили Вы?». В правилах, что озвучивает голос в самом начале, говорится: нельзя вставать с мест, нельзя разговаривать. Других руководящих указаний не поступает. Во второй части спектакля исполнители везут тележку, на которой стоят железные чайники и миски, хихикают, барским жестом совершают раздачу воды. Одна из зрительниц - заключенных вдруг отказывается брать чеплашку. Наотрез. Ни с первого раза, ни со второго, ни с третьего. Они уже все столпились вокруг нее, а она не берет, они протягивают, а она не берет, они сверлят ее взглядом, а она не берет. Уйдут - проиграют, останутся - есть шанс просидеть до утра. Ничья длится мгновение. Среди зрителей начинается некое волнение, запрещенное перешептывание, потом в центр летит первая тарелка, дальше - вторая. Внештатная ситуация, измена, бунт на корабле. И все затаились в ожидании реакции на довольно дерзкий поступок. Но ее - то как раз и не случается. Не то из - за растерянности актеров, не то из - за нежелания «надзирателей» тратить силы, не то из - за отсутствия предписания. С одной стороны, эта ситуация играет с исполнителями злую шутку, подчеркивая условность происходящего, некую размытость границ, нечеткость правил игры: если уж взялись за дело, то заставьте подчиняться всех и каждого, если вам все равно, то почему же к случившемуся столько внимания. Если это происходит впервые, то интересен поиск решения здесь и сейчас, если подобное в порядке вещей, то где же отлаженный план «Б». С другой стороны, подобный инцидент, сам того не ведая, оказывает этой работе колоссальную помощь, усиливает ощущение уникальности конкретного показа, выстраивает сильнейшую вертикаль, моментально подсвечивая главную тему спектакля - тему выбора, ответственности за него, страха перед ними обоими. Тогда, сейчас, всех, каждого. Выбора тех, кто поступил так потому, что ему «нужно было выжить», тех, кто не задумывается о последствиях, тех, с чьего незнания и молчаливого согласия все совершалось. Да и всех тех, кто искренне верит, что даже на Страшном суде он будет всего лишь свидетелем обвинения.

@natasha_rekhtina Вспомнила премьеру в Хабаровске. Опять эта тягостная тоска в груди о том, что ничего не исправить и никого не вернуть и с этим надо как-то жить. Спасибо

@medvedev27 Я могу так ☝️️ сказать про любую "взрослую" постановку нашего чудесного театра!! Всегда всё очень уместно и разнообразно.

@medlife_si Спектакль только для узкой аудитории и не для слабонервных!

@davydenkoevgeniia Спасибо Вам за эту безжалостность! Это просто необходимо! Мы очень боимся нынче выйти из своей зоны комфорта! Мы с сыном очень долго вчера обсуждали "Дознание". Вы знаете, очень правильные мысли пришли в его юную голову. И мой ребенок сказал: "Я бы вряд ли стал читать эти тексты, а это НЕОБХОДИМО!" Спасибо коллективу любимого ТЮЗа за то, что не боитесь говорить на такие сложные темы. Не скажу, что мне абсолютно все понравилось, но такие же спектакли в репертуаре театра нужны именно для ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ.

Памятка для зрителей