Газета «Тихоокеанская звезда», 25.10.1969 г. "Артисты ТЮЗа о своей профессии"
С годами человек профессионально растет, прежние рамки становятся ему тесными; он ищет новых рубежей. Естественным выглядит, когда артист ТЮЗа уходит во «взрослый» театр. А вот в Хабаровском ТЮЗе есть целая группа актёров, которые связали свою жизнь с ним давно и, кажется, навсегда. Вот мы спросили «ветеранов» вашего ТЮЗа, — «Какой секрет есть в самом существе детского театра, какая притягательная сила?»
ЕДИНОДУШНО ОТВЕТИЛИ НАМ:
- артист Пётр Яковлевич Теряев:
— Трудная профессия у актера. Не усыпана она, к тому же, ни розами, ни золотым дождем. Зато есть в нашей жизни такие счастливые часы, за которые, как говорится, все отдашь. Только актер, например, может бросить все и ринуться «на край света», в Хабаровск, если его приглашают на роль Дзержинского. Я бросил все рада этой роли и приехал в Хабаровский ТЮЗ. И не то что не жалею, что ушел из «взрослого» театра, — а должен сказать, что здесь, в ТЮЗе, мне открылись неизведанные радости.
Я пришел в театр, наверное, потому, что была какая-то неосознанная необходимость высказаться, поделиться с людьми мыслями, радостными и горькими. В детском же театре чувствуешь себя человеком, который в состоянии активно влиять на процесс формирования человеческой личности. Это всегда волнующе, всегда ново и ответственно. Да, ради этого стоит положить силы!
За 12 лет я много переиграл в театре. Играл Дзержинского в спектакле «Именем революции» — и преступника Витьку Крысу в «Жизни и преступлении Антона Шелестова», городничего в «Ревизоре» — и Бессеменова в «Мещанах». Очень люблю играть комедии, хотя и не так уж часто приходится это делать. Вот в одной из последних работ нашего молодого режиссера В. И. Ваксмана «Судьба барабанщика» я играю комедийную роль и нахожу в ней большое удовольствие. А ролька маленькая, она состоит почта из одного слова «пардон». Ребята так меня потом и прозвали — «Пардон!». Всегда улыбаюсь, когда об этом вспомню: отметили!
Люблю в зале и смех, и напряженную тишину. Это ведь значит, что наши мысли, которые мы хотим передать ребятам, наше стремление научить их чему-то нужному достигают цели. Люблю и работать с молодежью. С удовольствием руководил несколько лет одним студенческим драматическим коллективом Хабаровска. Сейчас вот организуется студия при нашем театре, приглашают преподавать — не откажусь, хочу поработать с молодыми.
...А что касается «взрослого» театра — так что верно, то верно: звали, много раз звали на «большую» сцену. Только я свою судьбу не поменяю.
— артистка Майя Николаевна ЛУКЬЯНОВА:
— В жизни, как известно, всякое бывает. Какое-то огорчение, неувязка выбьет вдруг из колеи: иной раз, кажется, и сил ни на что нет... А сядешь вечером за гримировальный стол — и вдруг все это становится неважным, и силы откуда-то берутся, и радость входит в сердце. Такая она, наша работа. Знаешь ведь, что выходишь к такому зрителю, который от тебя должен перенять что-то важное, полезное, нужное для своей жизни. Он же на твоих глазах растет и учится. Ответственность-то какая! И радость какая — работать для того, чтобы научить добру. Все равно, в каком спектакле — в сказке или большом драматическом полотне.
Люблю ребят ужасно, да всей души. Мне все кажется, что мы мало делаем для них, что можно — еще больше.
Например, я считаю, что уже пришла пора подумать о новом, специальном здании для театра юного зрителя. Как могли бы мы развернуть работу! Ведь у нас есть театральный актив, у нас налажена элементарная эстетическая «учеба» ребят. У нас можно выставки детского творчества устраивать, различные конкурсы, вечера. Сейчас, к сожалению, покамест негде. Это потому, что наш театр считается обычным театральным учреждением («посмотрели спектакль — и домой»), А он не обычный, он пе-да-го-ги-чес-кий!
— артистка Любовь Васильевна ТЕРЯЕВА:
— Любовь к театру, рожденная в детстве, мне кажется, не умрет во мне до конца дней, а уж к детскому — тем более. В детском театре я работаю пятнадцать лет, из них двенадцать — в нашем ТЮЗе. И могу оказать, что самый непосредственный, доброжелательный, эмоциональный зритель — это дети.
Вряд ли есть человек на земле, который не любил бы детей. А приносить радость юному зрителю, вкладывать в его голову и сердце какие-то верные мысли, воспитывать чувства — в этом большое удовлетворение для артиста. Когда видишь, как ребенок хочет помочь герою в его злоключениях, протестует против злого начала, когда чувствуешь, что и ты своим трудом помогаешь укрепиться в ребенке этим качествам, — действительно чувствуешь, как нужно твое дело, как оно важно для общества.
Для меня в ТЮЗе было большим наслаждением играть на сцене мальчишек. Люблю своего Шурку Тычинкина из «Сомбреро», и «лесного мальчика» из другого спектакля, «Звездный мальчик», и Зайку-зазнайку из спектакля того же названия... Когда я только готовилась выходить на сцену в этих ролях, я с особым удовольствием наблюдала за мальчишками и с них старалась снимать «копии». Ты учишь зрителя, а он учит тебя. Так и живем.
— артист Александр Федорович АКИМОВ:
— Когда-то я приехал в Хабаровск, чтобы сыграть Тараса Бульбу. До этого работал во «взрослой» драме. Тарасам Бульбой, моим любимым героем и соблазнили меня перейти в ТЮЗ.
Вот уже одиннадцать лет я здесь. И, между прочим, успел сравнить и посмотреть, и сделать интересные выводы. Да, теперь я знаю, что в ТЮЗе работают куда больше, чем во всех остальных театрах, уж таков режим. Репертуар тоже не всегда складывается так, как хотелось бы актеру, мечтающему о творческом росте на ролях мирового репертуара. (Правда, в нашем ТЮЗе, надо сказать; классику ставят. Я тут сыграл и Тараса Бульбу, и Перчихина в «Мещанах», и Землянику в «Ревизоре»). Устаешь, конечно, чертовски.
Но вот какая штука. Никогда во «взрослом» театре я для себя не получал такой радости, как здесь. Взрослый зритель — какой? Вежливый, спокойный, иной раз и не поймешь, хорошо ли ты играл, действительно ли задел за живое, или это просто вежливые аплодисменты.
А ребята — эти без компромиссов! Любишь роль, чувствуешь, что «нашел» в ней что-то, испытываешь прилив сил на сцене — и принимают так, что зал дрожит от криков. Иной раз, когда играешь кого-нибудь «отрицательного», грешным делом побаиваешься — как бы невзначай из рогатки не получить. Невтерпеж бывает иному дожидаться, пока злого негодяя разоблачат, с ним расправиться... А уж если не вышла у тебя роль — так начисто отметут: и слушают плохо, и внимания не обращают. И объяснять не будешь, и жаловаться не пойдешь. Приговор окончательный и обжалованию не подлежит.
Уходя из театра, - что берёшь с собой?
НА ЭТОТ ВОПРОС ОТВЕЧАЮТ ЗРИТЕЛИ ТЮЗА – А ОНИ У НЕГО – ЛЮДИ ВСЕХ ПОКОЛЕНИЙ.
Полковник тов. УСКОВ:
— Трудно переоценить важность такого спектакля, как «Настоящий человек». Я волновался сам, и думаю, что спектакль не может не волновать зрителя. Эти героические страницы должны доставить в молодых сердцах память о великих событиях в жизни страны. Я думал о спектакле долго. Люди нашего поколения, если посмотрят его, то вспомнят с гордостью, что и они вложили свой труд в дело победы над врагом; а дети, молодежь — пусть имеют перед глазами прекрасный пример для подражания.
* * *
Группа пограничников; от их лица — младший лейтенант ЯКОВЛЕВ:
— Главное, что нам, пограничникам, понравилось в спектакле «Наташа» — это вера в людей. Именно верить человеку, а не только доверять…
* * *
В «Красных дьяволятах» геройски вела себя Дуняша. На ее лице не было слез даже тогда, когда на шею ей накинули петлю. Геройски вел себя Миша. Он смело вступил в бой с человеком гораздо сильнее его и победил. А потом сумел убежать к своим...
Оля ЗДАНОВСКАЯ, 4-й класс.
* * *
— Очень красивые были декорации и костюмы, только у Мухи-Цокотухи висели крылья, а у мух крылья не висят.
Володя НИКИФОРОВ, 3-й класс.
***
— Мне понравились костюмы, декорации и песни, которые пели мошки. И еще мне понравилось, когда муха купила самовар и пригласила к себе в гости мошек. Муха-Цокотуха была не жадная, добрая и гостеприимная.
Наташа ПОЛЫНЦЕВА, 4-й класс.
* * *
— Цокотуха хорошая, потому что добродушная и веселая. А у комара было доброе сердце. Мне еще понравилась музыка...
Валя КОЗЛОВА, 3-й класс.
***
— Какая хорошая Золушка! В характере ее доброта, вежливость...
Таня ЛЯЗГИНА. 5-й класс.
***
В спектакле «Хрустальный башмачок» мне понравилась Золушка. А еще понравилась Фея, она ведь помогала Золушке.
Светлана СУСЛОВА, 4-й класс.
***
— А больше всех нам понравился Иванушка. Потому что он упорно искал правду и не свернул со своего пути.
Пятиклассники школы № 7.
Огромный резонанс получил в школах, комсомольских организациях техникумов, строек, заводов одни из самых ярких спектаклей последних лет — «Они и мы», сделанный по пьесе Н. Долининой. Едва ли не впервые этот спектакль смело и принципиально поднял многие острые вопросы общественной жизни молодого коллектива, заговорил о месте комсомольца в этой жизни, о роли комсомольского вожака. Этот спектакль родил множество диспутов — они прошли не только в Хабаровске, но и во многих других городах и поселках края, везде, где видели этот спектакль. Происходили они и в стенах самого театра. Вот некоторые выступления:
Секретарь комсомольской организации из поселка Солнечный:
— В этом спектакле дается настоящий бой равнодушию, которое еще имеет место в нашей комсомольской жизни. Мы строим новый город. К нам приезжают всякие люди. Есть настоящие, а есть и неважные люди. Но мы обязаны их воспитывать.
* * *
Старшеклассница Куракова:
— Как у нас в школе принимают в комсомол? Хорошо учится, не нарушает дисциплину, значит достойна быть в комсомоле. А что у нее на душе; может быть, она мещанка? Так ли мы должны принимать?
***
Старшеклассница Литвинцева:
— У нас в школе мальчишки — скептики, никогда нигде не выступают. А сегодня на спектакле и их взяло за живое. Ведь и правда — как иной раз получается в комсомоле? Вот в нашу школу райком комсомола спустил план — дайте 30 человек. Дали. Через несколько дней просят еще десять. А их нет. Значит, принимать надо кого попало? И это очень верно показано в спектакле, как надо принимать в комсомол.
* * *
Студентка пединститута Костенко:
— Очень характерно показано заседание комитета комсомола. Надо учить наших комсомольских вожаков работать в школе. А райкомы комсомола учат плохо.
***
Старшеклассники 14-й Хабаровской школы:
— Смотреть спектакль «Они и мы» мы шли с каким-то недоверием. Думали, что не увидим ничего нового, интересного. Начало спектакля рассеяло все наши сомнения. Вместе с актерами мы участвовали в диспуте о том, каким должен быть комсомолец, комсомольский вожак, — конечно, участвовали мысленно, сопоставляли жизнь на сцене с нашей классной жизнью. Некоторые поступки героев вызвали у нас несогласие спорные мысли... Нас сделали не просто зрителями, а участниками действия. Это спектакль дал нам тему диспута, который театр открыл, а мы продолжим в стенах школы...