Газета «Молодой дальневосточник», № 198 (10460), 14.10.1979 г. "35-й сезон"
КОРР.: Станислав Владимирович, театр юного зрителя начинает в этот раз сезон не совсем обычный: в его репертуаре пять премьер. Совершенно естественно возникает мысль о каком-то важном, качественно новом этапе в жизни театра.
ТАЮШЕВ: Пять премьер — это действительно почти новый театр со своим репертуаром.
К этому мы пришли сознательно. На сегодняшний день необходимо было подвести итог пройденному. А пройденное — первый этап пути—было чрезвычайно важным, жизненно необходимым для театрального коллектива: мы искали СВОЕ лицо. За эти три прошедших года особо качественных изменений не произошло: были успехи, воспоминания о которых сегодня не вызывают столько восторга, были неудачи, о которых сейчас нет сожалений. Был период поиска, период подготовки к сегодняшнему дню.
Театр — не комбинат по обслуживанию детей. Театр - не для забавы. Он — учит жить. Учит одному ему доступным способом, и имя ему — Искусство. Мы мечтали о своем «лице», формировалась труппа, шел поиск языка режиссеров с актерами, актеров с режиссерами. И вот, эти количественные поиски, пробы, успехи и неудачи сейчас на пороге качественных изменений нашего театра. Нынешний сезон — этот порог.
КОРР.: Итак, сезон — итог, сезон — этап. Он привлекает к себе внимание уже самими названиями пьес. «Ричард-III» — этот спектакль на сценах ТЮЗов не ставился, и друг...
ТАЮШЕВ: Нет, не вдруг. Политический театр нужен юным. Это мое глубокое убеждение. Именно в политическом развитии они нуждаются сегодня более всего. Давайте трезво посмотрим на вещи: мы «кормим» юношество проблематикой очень узкой: любовь, дружба, взаимоотношения со взрослыми — вот и все. Сегодня нужно говорить с нашим юным зрителем о проблемах государственной важности. Необходимо нацелить его и на политические и социальные аспекты современности. В «Ричарде» раскрывается механизм тирании, несложный механизм, превращающий одного человека в тирана, другого — в того, кто «молчит».
Феликс Берман поставил неожиданный по форме спектакль. Подмостки вынесены в центр зала и на них разыгрывается кровавая трагедия Ричарда. Впервые, причем, Шекспир играется не как трагедия, а как фарс, балаганный театр. Некоторых это, возможно, шокирует: на сцене смех — Шекспир ли это? По мысли режиссера — это достойно осмеяния. Смех — оружие. Он зовет к активности. Это взгляд на историю Ричарда глазами современного человека.
КОРР.: Уж коль скоро мы подошли к мировоззренческому вопросу, то хотелось бы услышать, что вы считаете главным в формировании мировоззрения юного зрителя?
ТАЮШЕВ: Все главное! Два пути к человеку существуют. Один — к уму его. Другой - к сердцу. Пробиваться нужно и туда и сюда. Если «Ричард» - путь к разуму, то другая премьера «Однажды субботним вечером» рассчитана, скорее, на эмоции. Спектакль о шестнадцатилетних. В нём – все приметы возраста: вкусы, музыка, разговоры в подворотнях, очень сложные взаимоотношения. Ведь нам, взрослым, только кажется, что у шестнадцатилетних всё просто. Просто нам. Им - нет. Мы забыли себя, шестнадцатилетних…Там и любовь, и дружба. Пьеса острая, трагедийная.
Этот спектакль, продолжая наш разговор, не даёт никаких рецептов. Скорее, ставит вопросы.
КОРР.: Ставить вопросы перед юными – значит проверять их на социальную зрелость. Если в «Ричарде» вы вкладываете, если можно так выразиться, это ёмкое понятие в их умы, то в «Однажды субботним вечером» вы проверяете их на эту зрелоть.
ТАЮШЕВ: Да, и в этом можно усмотреть связь наших работ. Но есть связи еще более непосредственные, обнаруженные, кстати, нами уже после того, как работа была сделана. Я говорю о «Драконе». Когда мы поставили этот спектакль, то увидели неожиданную для нас похожесть типажей обеих работ. Только там, — Шекспир, а здесь — Шварц, с иным юмором, с сатирой другого рода. Шварца мы уже ставили. Зрителям известей спектакль «Тень», «Дракон» продолжает нашу линию политического театра. Он ставит проблемы о губительности социальной пассивности.
КОРР.: И опять — отсюда — проблема социальной зрелости. Тогда, видимо, стоит задать вопрос: как вы ее понимаете!
ТАЮШЕВ: Нужно быть личностью. Нужно не забывать, что рядом такие же личности. Нужно уметь различать подлецов - нужно уметь давать им отпор. И вот о чем мне хотелось бы сказать. Социальная активность – сейчас это понятие, к сожалению, получило приниженное значение. Пошёл собирать металлолом – социально активный, не пошёл – записали в «пассив». А ведь корни социальной активности нужно искать внутри себя – в чувстве человеческого достоинства. С него начинается личность, с него начинается социальная зрелость. В разные времена она принимала разную форму. Вспомним понятие рыцарства. Народовольцы, Революционеры-романтики. Революционеры ленинского типа. Все эти люди, прежде всего, несли в себе высочайшее чувство человеческого достоинства, доведенное часто до героизма. Ибо к героизму, к подлинному патриотизму путь лежит именно через это чувство. Спектакли, о которых я сказал, — прежде всего об этом. Мы ратуем за личность, способной противостоять злу, мы ратуем за личность.
В этой связи мне хотелось бы назвать ещё один спектакль: «Последний срок». Кажется, опять не тюзовский материал. Но мне думается — наш. Ведь в центре — проблема сложнейшая, «вечная» и в то же время остросовременная: отцы и дети. Проблема человеческой разобщенности. Люди, потерявшие связь с исконным, теряют что-то на всю жизнь. И мир ломает таких людей. Отсюда — разлад в семье, непонимание детей, непонимание матери...
КОРР.: Станислав Владимирович, театр приготовил в этом сезоне чрезвычайно сложные испытания зрителю…
ТАЮШЕВ: Здесь, как говорится, диалектическая связь: мы их проверяем на зрелость, они – нас. В этом, быть может, особенность нынешнего сезона. И если зритель и актёры ставят единым целым – единство это и будет главным итогом, тем, к чему мы шли, — Театром.
И все-таки, я не удержусь сказать в заключение, что нынешний сезон — это и лучшие наши работы прежних лет: «Женитьба», «Тень», «Остановите Малахова», «Любовь моя, Электра», «Проделки Скалена», «Бумбараш».
Мы выступаем крепким профессиональным коллективом. Коллективом, который имеет в своем багаже и русскую, и зарубежную классику, и политический спектакль, и музыкальный.
Мы вступаем в свой очередной театральный сезон.
Вёл интервью Л. ГОВЗМАН.
ТВОРЧЕСТВО – ЭТО БЕСПОКОЙСТВО
Наталья Князева – молодая актриса Хабаровского театра юного зрителя имени Ленинского комсомола. Второй сезон – срок небольшой, но он вмещает в себя и минуты радости, когда ты чувствуешь, что это твоя роль, и горькие минуты, когда роль не получается или получается не так. Она сама признаётся, что в институте было легче, наверное, оттого, что можно было сослаться на неопытность, а на сцене профессионального театра таких ссылок не существует. В студенческих спектаклях она играла Бемби в спектакле «Бемби», Женьку Комелькову в пьесе «А зори здесь тихие» - и тогда почему-то решила, что она – характерная актриса. А в театре всё стало складываться совсем иначе. Наташа говорит, что Хрисотемида в спектакле по пьесе Ласло Дюрко «Любовь моя, Электра» - это её любимая роль, а сколько пришлось искать, думать, переживать. Хрисотемида вешалась по замыслу режиссёра забитой, запуганной. Поначалу показалось, что это лёгкая роль, но, уже начав делать первые шаги, поняла, что каждый из них даётся нелегко. Трудность была и в том, что Хрисотемида не соответствует её, Наташиному, характеру, её психике; приходилось искать в себе новые, свежие краски, то, что скрыто в глубине образа.
Наташа может быть озорной, бесстрашной, великодушной, как её Томми в спектакле «Пеппи длинный чулок» или Федя в «Двух клёнах». По характеру это очень разные мальчишки, и актрисе для каждого нужно было найти характерную деталь. Нужно было научиться быть мальчишкой, найти пластику, которая присуща только им, двигаться и говорить, и при этом думать, приходилось наблюдать за ребятами на улице, чтобы отобрать для себя то, что станет арсеналом в работе.
А рядом с Томми и Федей жила Варька в спектакле «Бумбараш». Работать было трудно, порой переставала верить в себя, но помог режиссёр Станислав Таюшев, и тогда появилась настоящая уверенность в своих возможностях.
В этом сезоне зрители увидят новую работу молодой актрисы – Эльзу в спектакле «Дракон». Трудно сказать, как утвердилась она в праве на героиню. Но актрису занимает не внешняя сторона образа, а его внутренняя наполненность, стало важно то, что скрыто в глубине её героини. Ещё не всё сделано, не всё получается, но ведь работа над спектаклем не завершена. И актриса считает, что существует единственное средство, которое может помочь ей, - работа. Наверное, ей помогают любимые стихи Элюара и песни Булата Окуджавы. И то, что Наталью Князеву ждут новые интересные роли, не вызывает сомнения потому, что есть в ней главное – творческое беспокойство…
Н. Ангарская, зав.литературной частью театра юного зрителя.