Газета «Районный вестник», 26.10.2006 г. "Гастроли в ЕАО"
Театр – высшая инстанция для решения жизненный вопросов.
А. И. Герцен
Так было. Когда-то. Краевой театр юного зрителя, молодой, смелый, талантливый, лёгкий на подъём, жил в тесном взаимодействии не только со зрителями центра, но и периферийной аудиторией. Это называлось шефством. В эпоху спонсоров и отсутствия таковых определение, пожалуй, чуть изменилось. Не совсем шефство, скорее рука в руке театра и детворы посёлка Николаевки, родины Н.Д. Наволочкина и места, где вырос известный писатель-натуралист СП. Кучеренко, которому 12 октября текущего года исполнилось 80 лет.
Наш посёлок (от него рукой подать до города) для Хабаровска почти другое государство - территория ЕАО. Граница автономии с востока - Смидовичский район. Мы от неё в 20 минутах езды на автобусе. Искусство границ не знает. Людям необходимо иногда, но лучше почаще, видеть себя в театральном зеркале для профилактики, постановки диагноза и соответствующего лечения. ТЮЗ - не зеркало, а увеличительное стекло. Он обнаруживает симптомы болезни, пытается её предупредить через терапию ума, ум он просвещает. А душа в его мягких, натруженных лапках врачуется «от тысяч пороков, оставленных судом без наказания» и видит «тысячи добродетелей, о которых умалчивает закон». Он воздействует на нашу жизнь, потому что «сильнее, интенсивнее повседневной действительности», поэтому на многих его спектаклях аншлаги. В самом конце учебного года 100 учеников, почти все старшеклассники Николаевской школы №2 под руководством директора, объявили большой сбор и устроили для себя выезд на аншлаговый спектакль по пьесе Б. Васильева «Завтра была война» (режиссёр-постановщик Наталья Ференцева, она же и главный режиссёр театра, художник-постановщик Нина Акишина, музыкальное оформление и аранжировка А. Новикова). Ещё Аристотель напоминал: «Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошим человеком». За этим мы идём в ТЮЗ на Васильева.
В спектакле нет пустячков. Всё имеет смысл. От наполненной глубоким содержанием театральной программки, её всего-навсего умно перегнули, получилось письмо... из прошлого. Читай вдумчиво, обрати внимание на использование цвета, шрифта в названии, почерка, бережно прими в свои руки белоснежные бумажные самолётики, они предназначены тебе. Рассмотри декорации, если успеешь, потому что скоро всё в этом доме смешается. Не будет игры, только жизнь, где одни говорят, поют, страдают, другие слушают, смотрят, плачут, улыбаются. Первый поцелуй Искры и Саши. Целомудрие в сегодняшнем мире - диво, привычно «заниматься любовью», где, когда, как - нет разницы. Это современно, но как своевременно и трогательно задан вопрос со сцены. Мы что-то потеряли из нравственного наследия или удачно приобрели новое?
Тесные взаимоотношения детворы Николаевки с актёрами ТЮЗа начались с одной конкретной семьи (затрудняюсь в определении - неполной или неполноценной). В ней при живых родителях, не лишённых родительских прав, опекуном их сына стала шестидесятилетняя бабушка. Она к своей крохотной пенсии получает мизерную доплату на ребёнка, которую переводит на счёт умного, но очень непростого внука. Валентина Филипповна Лебедева, будучи заместителем генерального директора театра, добрейшая женщина, дала три пригласительных билета - на бабушку, внука и его папу. Пожалуй, единственный раз в жизни таким составом они были в театре. Для этой семьи его двери были открыты. Но проблемы и какие! С семьёй. Она, к сожалению, получила только первую дозу врачующего лекарства и, скорее всего, последнюю.
Насыщенным для сотрудничества оказался текущий год. Приглашения в театр по 20,30 ребятишек - тех, кому труднее сегодня живётся. Приезд основного состава труппы, среди гостей узнаваемые и любимые актёры; заслуженная артистка России Татьяна Гоголькова, Александр Молчанов, Ольга Шкуро..., вместе с ними руководители: Н. Ференцева, В. Лебедева, Н. Ангарская. Участие Татьяны Гогольковой в Николаевских чтениях, только что зародившихся, связанных в первую очередь с именем Н.Д. Наволочкина.
А 16 октября в местном Доме культуры актёры дали два спектакля музыкальной комедии в двух действиях «Недоросль» (по произведению Д. Фонвизина) в постановке и оформлении Станислава Таюшева. Сначала - для малышей, а вечером - для старшеклассников. В роли Простаковой - долгожданная Т. Гоголькова, её супруга - любимец девчонок и мальчишек А. Молчанов. А Вральман-то каков! (Заслуженный артист России В. Домбровский). Все исполнители ролей были узнаваемы и желанны. Это событие в культурной жизни посёлка стало возможным потому, что руководство театра на редкость творческое. Росточки-былиночки нового (даже если это хорошо, но не напрочь, забытое старое) поддерживает, а знающие себе цену (поэтому для нас бесценные) актёры собирают костюмы, реквизит, не очень простые декорации и едут к нам, в Николаевку. С другой стороны не знающие себе настоящей цены подвижники школы №7 Е.В. Аржаникова, Е.Н. Тютюнькова и все учителя во главе с директором О.А. Глазыриной нашли в лице ТЮЗа надёжного лекаря, с которым идут не под руку, а рука в руке. Ко всему этому ещё администрации поселения лелеять бы эти росточки, видеть и планировать их развитие в перспективе, какие-никакие средства закладывать для этого в бюджете... А там в посёлке, глядишь, невоспитанных, трудных детей стало бы меньше. «Из самых диких жеребят, - говорил Плутарх, - выходят наилучшие лошади, только бы их как следует воспитать и выездить».
С. Базанова. п. Николаевна.