Журнал «Страстной бульвар,10», №3-113, 2008 г. "V фестиваль «Театральная паутина»"
Хабаровск был представлен на V фестивале «Театральная паутина», не имеющем в мире аналогов и впервые приехавшем на Дальний Восток, премьерой «Гедда Габлер» по пьесе норвежского драматурга Генрика Ибсена, трансляция которого велась с подмостков «Новой сцены» краевого объединения детских театров. Режиссер спектакля – Татьяна Фролова из Комсомольска-на-Амуре.
Сразу оговорюсь, что из множества линий и коллизий ибсеновской пьесы режиссер сделала акцент на почти детективной истории с рукописью: герой теряет рукопись своей главной книги, ее находит другой персонаж, отдает на хранение жене, та сжигает ее и т.д. От этого спектакль немного напоминает американский триллер – мрачноватый, с затяжными паузами, многозначительный.
Пустота – вот что стало определяющей постановки «Гедда Габлер». Пустота, которую все участники спектакля тщательно упаковывают в нечто изящное, шелестящее, увенчанное искусственной розочкой. Именно пустота, глубоко спрятанная за внешней чопорностью и приличием, гложет их души, заставляя заполнять жизнь подобием смысла. Так, тетка Йоргена Тесмана, фрекен Юлиане (Татьяна Гоголькова) истово ухаживает за больной сестрой и старается опекать самого Йоргена, который уже давно тяготится этой назойливой опекой. К тому же Йорген (Александр Пилипенко) недавно женился, да не на ком-нибудь, а на самой интересной девушке, красавице Гедде Габлер. Он занимается какой-то деятельностью, озабочен карьерным ростом и изо всех сил старается выглядеть респектабельным господином, наподобие асессора Брака (Владимир Домбровский), светского льва с кошачьей грацией, вкрадчивым голосом и железной хваткой. Или фру Теа Эльвстед (Елена Колесникова), положившая свою жизнь на спасение ближнего (вариант тетушки Юлиане), чтобы не оставаться наедине со своей опустошенной душой.
Против этой пустоты и бунтует главная героиня Гедда (Мария Кучеренко), молодая новобрачная, только что вернувшаяся с мужем из свадебного путешествия. Счастливая новобрачная, заметьте, правда, несколько взбалмошная, позволяющая себе в обществе приличных и благовоспитанных людей несколько экстравагантные поступки. Ну, это у нее от молодости. Разумеется, она счастлива, ведь она любима, молода, красива, богата, чего еще желать? Правда, брак, похоже, не оправдал ее надежд. Дочь генерала, любительница верховой езды, хорошо стреляющая по мишеням, что нашла такая женщина в скучноватом и раздираемом комплексами Йоргене Тесмане? «Я, видите ли, успела наплясаться досыта, – признается героиня асессору Браку в пьесе. – И мои красные деньки уже прошли».
Интересно решена в спектакле первая сцена Брака и Гедды, когда он элегантно и ненавязчиво, с грацией поистине кошачьей, загоняет ее в клетку, а она не менее изящно из нее ускользает. В этом прежняя Фролова, с ее метафоричностью, образностью. Ах, если бы героиня умела читать язык жестов, то, может, ей удалось впоследствии миновать ловушку. Гедда Габлер, девушка-босоножка, которая так и не стала фру Тесман…
Красные туфельки, красные лепестки роз, красная рукопись – эти зловещие раздражающие глаз пятна в строгой черно-белой цветовой палитре с самого начала предупреждают о трагедии, которая произойдет в спектакле. И мы, сидя в зале, понимаем, что трагедия неотвратима, но, как завороженные, летим к финалу вместе с героиней, точно бабочки на смертельный огонь.
Вернувшись домой после почти годового отсутствия, Гедда Марии Кучеренко словно возвращается к себе самой – та же тоска, бессмысленность, скука, приправленные хорошими манерами. Среди новостей, которыми ее потчуют друзья, узнает, что некто Эйлерт Левборг, к которому Гедда питает скрытый интерес, написал талантливую книгу, о которой все говорят со скрытым чувством восхищения и зависти. Более того, оказывается, у него готова рукопись следующей книги, которая, как уверенно заявляет он, станет настоящей сенсацией, ибо в ней вся его жизнь. В работе над книгой ему помогала Теа Эльвстед, школьная подруга Гедды. Маленькая глупенькая Теа, с водопадом светлых волос, которые с детства рождают у Гедды желание их сжечь. Однако именно эту ничтожную глупышку Левборг считает своим соавтором.
Новость не из приятных для гордячки Гедды. Миг – и она внутренне собирается в тугую пружину. Немедленно выяснить у бывшей подруги, так ли обстоит все на самом деле. И тогда береги свои волосы, глупая Теа, пожар обещает быть большим! Сцена Теа и Гедды, достаточно точно проведенная актрисами, полна напряжения и внутренней борьбы. Борьбы за мужчину? Или за право обладания талантом?
Эйлерт Левборг в исполнении Александра Молчанова появляется в спектакле где-то к середине первого акта, когда зритель получил о нем достаточно информации и с нетерпением ждет явления героя. Но как далек его образ от того, каким он представляется в воображении. Его речь отрывиста, пластика резка, взгляд бесстрастен, движения механистичны. Словно в него заложили некую программу, которую он автоматически выполняет. Зомби, не способный услышать и увидеть собеседника.
И ради этого человека две женщины готовы ненавидеть и уничтожить друг друга?
Но в спектакле Т.Фроловой Левборг – носитель таланта, который как красная тряпка для быка, становится раздражителем для окружающих. Создается впечатление, что все они хотят урвать, отщипнуть от него кусок, чтобы таким образом приобщиться к успеху, «хоть раз держать в руках судьбу другого человека». Эта рукопись – красные листы нестандартного формата, равно как и кеды советского образца, в которые обут герой, кажется, что в них особенного? Но они… раздражают… дразнят... притягивают. И жадно тянутся руки к тому, что завтра может стать сенсацией, чтобы если не завладеть, то уничтожить.
Они уничтожают Эйлерта Левборга в тот момент, когда он сам сорвался и летит навстречу своей гибели. Вода из бутылок, подвешенных над сценой (или это джин, выпущенный на волю?), не способна погасить костер, который Гедда развела на металлическом подносе, да и поздно уже, события жизни не повернуть вспять, как и саму жизнь.
Огромное пожарище на маленьком подносе. Значит, все же была она, любовь? Но почему не случилась? Что стало причиной их разрыва? Невозможность распоряжаться личностью другого человека?
Замкнутая на самой себе, Гедда стремится к «необузданному совершенству», однако не способна дать ближнему ни тепла, ни утешения. Осознает ли она, что сама является плотью от плоти окружающего мира, который разрушается от одного ее прикосновения?
И осыпаются искусственные стразы, и вылезают на свет божий чудовища, рожденные пустотой.
Для Эйлерта Левборга эта встреча с Геддой опрокидывает в жизни все, и саму жизнь тоже. Страсть, ради которой он готов бросить в костер все, в первую очередь талант, пробуждает в нем зверя. И талант мстит ему за это руками Гедды Габлер.
Это главное событие спектакля. Все остальное, как и тот факт, что, протянув Эйлерту пистолет, Гедда сама угодила в ловушку, выхода из которой нет, – уже не столь важно. Капкан захлопнулся, и как неизбежное остается спасительный выстрел в висок.
Выходит, каждый получил по делам своим.
Так против чего бунтует Гедда? Против себя самой? Ей нечем платить по счетам любви. И жажда обладания, жажда абсолютной власти над чьей-то душой остается неутоленной. Значит, главное все же не любовь, а сухой расчет?
Актерам задан рисунок и ритм, поставлены задачи, в которых им порой трудно существовать, но они пытаются следовать за режиссером, продираясь сквозь множество препятствий. И уже непонятно, Гедда это или актриса Мария Кучеренко, для которой роль стала этапной в ее творческой судьбе. Эта роль – как красные туфельки для Гедды, в которых актриса чувствует себя еще не очень уверенно, но без которых она уже не сможет обойтись.
Мне жаль, что Эйлерт, каким его играет Молчанов, не вызывает симпатии у зрителей. Одно дело, окружающие его персонажи: для них он инородное тело, чужак, не вписывающийся в привычные рамки. Но как бы хотелось, чтобы сердца присутствующих в зале разрывались от жалости и безнадежности к этому инакомыслящему, изначально обреченному на одиночество человеку. Потому что талант силен лишь своим даром, а в жизнь, где царят расчет и пустота, он совершенно не вписывается. Да и спокойнее без него как-то.
И не будем называть несчастными случаями эти две смерти, ибо это не что иное, как убийства.
В финале мы видим знакомых персонажей, для которых все осталось по-прежнему: Теа нашла себе новый объект для обожания, асессор Брак затаился в ожидании очередной жертвы, Йорген Тесман вновь почувствовал себя солидным и добропорядочным господином, покровителем маленькой Теа. Никто больше не тревожит, не нарушает безукоризненность формы. Как хорошо!
К сожалению, многие важные сцены были выстроены так, что зрители, сидевшие дальше первых рядов, не могли их видеть.
В спектакле действует слаженный актерский ансамбль, создана атмосфера, художественный образ. Хорош сценический свет. Может, временами актерам не хватает четкости в выполнении режиссерских задач. Отсюда вопросы, которые продолжают тревожить и по окончании спектакля.
Разумеется, искусство не должно все объяснять и разжевывать. И необходима некая дистанция между залом и сценой, в пространстве которой зритель должен сам домысливать, фантазировать, задавать вопросы и пытаться на них ответить. Чтобы превратиться из «доброго зрителя в четвертом ряду» в соучастника происходящего – мечту любого театра.
Светлана Фурсова