Газета «Аргументы и Факты», «Хабаровск», июнь 2011 г. О Ночи в театре
Я возвращалась домой, когда уже светало, в неописуемом восторге. Который мне предстояло-таки описать.
Незавидная, признаться, это участь – рассказывать людям о волшебстве, которого они не видели. Потому что в ту ночь в хабаровском ТЮЗе было как раз оно самое. Волшебство. Правда-правда.
Иная ночь
Свою первую «Ночь в театре» хабаровский ТЮЗ провел (говорят, даже первый в мире!) в честь своего 65-летия в 2009 году. Эта и последующая «ночи» были подобны друг другу и проводились по принципу «сборной солянки», как, допустим, и известные хабаровчанам «Ночи в музее».
На этот раз все было иначе. Даже билеты на действо и те продавались неким хитроумным способом, дабы отсечь случайных людей. Для этого через сайт театра нужно было получить рекомендацию на их приобретение либо от организаторов, либо от кого-то из актеров. Таким образом, выставленные «на кон» 150 билетов разошлись среди более-менее посвященных.
Подобный сепаратизм вполне объясним: нынешняя «ночь» не подразумевала «развлекуху» от и до, а состояла из трех новых (серьезных!) спектаклей театра.
Но без развлечения публики, конечно, тоже не обошлось. Причем было оно как раз таки для всех (в том числе, и мимо проходящих) – перед входом в театр в качестве открытия «ночи».
Чтобы понять, на что это было похоже, нужно вспомнить музыку, под которую когда-то выступали полунинские «Лицидеи», а потом представить нечто среднее между цирком и театром под открытым ночным небом. Где можно было постоять под зонтиком со странным господином (дождь на него лился прямо со второго этажа театра), попробовать всамделишных блинов, которые тут же на крыльце пекла расфуфыренная дамочка, или, допустим, повыдувать мыльные пузыри с человеком в шляпе.
Закончилось начало, как и полагается, – всеобщими плясками. После чего счастливых обладателей билетов вежливо попросили. Вовнутрь.
Фантамас?
К чести организаторов нужно отметить, что, прежде чем пригласить в зал, людям дали отдышаться и выпить шампанского.
Первый спектакль шел в большом зале театра – одновременно для всех гостей. Это был «Маленький принц» Экзюпери, фантазии на тему.
На сцену вышли студенты хабаровского института культуры – с постановкой тюзовского худрука Константина Кучикина, которую весной они показывали на сцене ярославского академического театра в рамках всероссийского фестиваля «Будущее театральной России».
Признаюсь, во время спектакля я еле сдерживалась, чтобы тихо не завыть от восторга. Все режиссерские находки, все фишки этого местами пластического, местами кукольного спектакля совершенно меня заворожили. Не зря Константина Кучикина в театре считают чуть ли не Фантамасом. По-моему, это чистая правда.
…В первом антракте ночные гости попадали прямиком на свадьбу. Где все как надо: стол во всю ивановскую, готовые подраться свидетели, пьяные родители, счастливая невеста и не совсем готовый к серьезным переменам в жизни жених…
На следующий этап ночи зрителям пришлось разделиться: половина шла на малую сцену ТЮЗа, другая – в театральный дворик.
Чтобы идти на уличную сцену, нам выдали одеяла (одно на двоих), и мы, спустившись во дворик, расселись по скамейкам. Прижимались друг к другу, не стесняясь, ибо на улице было, образно выражаясь, не лето.
Спектакль на восемь актеров, которые постоянно находились на импровизированной сцене, назывался «Platero и Я». Кто не знает, нынешний год назван «Годом Италии в России». В связи с чем, у хабаровского ТЮЗа образовался совместным проект с итальянским театром AteliercuncheoN.
Для постановки была выбрана поэма нобелевского лауреата Хуана Рамона Хименеса «Platero и Я». В апреле итальянцы представили хабаровской публике свою трактовку, а в ночь с 11 на 12 июня в театральном дворике ТЮЗ показал гостям свой вариант.
«Платеро и я» — цикл лирических зарисовок, герой которого — серый ослик Платеро, который на протяжении года является почти единственным другом, спутником и собеседником автора. Все свои мысли и впечатления тот поверяет Платеро, который внимает хозяину с трогательным сочувствием.
«Платеро маленький, мохнатый, мягкий — такой мягкий на вид, точно весь из ваты, без единой косточки. Только глаза у него кристально твердые, как два агатовых скарабея... Он неженка и ластится, как девочка, — но сух и крепок телом, точно каменный». А еще он «такой маленький, что ведьмы его не боятся»…
…Чтобы вы поняли, насколько хорош был спектакль, скажу одно: многие из нас тряслись от холода на протяжении всего часа, что он шел. Но греться не ушел никто.
Верю!
Когда мы возвращались в помещение театра, я с ужасом поняла, что мы-то пойдем смотреть другой спектакль, а оставшиеся на улице актеры будут играть все заново для другой половины гостей! Надеюсь, второй раз они играли не хуже, чем для нас…
На малой сцене ТЮЗа после второго антракта (был уже четвертый час ночи!) мы попали на некий театральный эксперимент под названием «Placebo. Читки с натуры».
Когда весной данный проект только начинался, он был заявлен как «Театральный эксперимент с участием публики». При этом участие публики вовсе не явное – оно заключается лишь во включении собственной фантазии. Поскольку действо, разворачивающееся на сцене, должно было «прикидываться» (отсюда и плацебо) первой читкой пьесы. Актеры читают по бумажке свои роли, а автор проговаривает (по своей, соответственно, бумажке) все действия, которые они якобы совершают.
Как ни странно, бумажки в руках актеров перестаешь замечать очень скоро (почти как субтитры в кино), а «автору» практически сразу веришь на слово – и о том, как пукнул Игорь Игоревич, и как Андрей с Николаем нашли труп неизвестного мужчины под линолеумом…
В пять утра нас снова позвали в театральный дворик. На этот раз, чтобы напоить сваренным тут же на улице глинтвейном «на посошок» и поднять кружки за день рожденье театра.
…Спасибо, ТЮЗ! Было, правда, очень здорово.
Татьяна Владина