Российский литературный журнал Дальний Восток 2014 год № 4 (июль - август)
О театре сегодня столько спорят и говорят, что он представляется многоликим
и многоруким Шивой, который, испробовав всевозможные формы и при-
мерив на себя все жанры, вновь озабочен поисками — режиссера, пьесы, формы,
героев и самого себя. Однако, изменяя свою форму и личину до неузнаваемости,
театр, даже замкнутый на самом себе, все равно остается самым востребованным
видом искусства, ибо только театр во все времена и при всех правителях, несмо-
тря на кризисы и катаклизмы, может дать людям то живое впечатление, которое
рождается, переживается здесь и сейчас.
И независимо от того, объявлен ли календарный год Годом культуры или
Синей лошади, зрители стремятся в театр, чтобы вновь и вновь переживать этот
сладостный, «нас возвышающий обман».
В марте Хабаровский театр юного зрителя вернулся с престижного нацио-
нального фестиваля «Золотая маска» с победой. Два спектакля, представленные
во внеконкурсной программе, стали обладателями дипломов «Золотая маска»: в
номинации «Детский уик-энд» проект «Атлантида, 17» (режиссер Ольга Подко-
рытова) и в номинации «Новая пьеса» спектакль «Анна Каренина» в постановке
режиссера Бориса Павловича (г. Киров) по пьесе известного и загадочного мо-
сковского режиссера и драматурга Клима (В. Клименко).
Показ «Атлантиды, 17» проходил на старой сцене театра «Мастерская Петра
Фоменко», «Анны Карениной» — в театре имени Моссовета, площадке, не самой
удобной для данного спектакля. Но ничего, трудности преодолели. Как преодолели
невольный снобизм искушенной московской публики, которая видела все и вся.
После первых минут отчуждения неприступная крепость, сраженная искренностью
хабаровчан, сдалась.
По словам художественного руководителя ТЮЗа режиссера Константина
Кучикина, участие в любом фестивале — это проверка себя и своих возможно-
стей, некий промежуточный итог, после которого театр должен перейти в новое
качество.
Сегодня Хабаровский театр юного зрителя со своим художественным лидером
идет в авангарде театрального движения, и участие в фестивале столь высокого
уровня еще раз наглядно это подтвердило. Но победы, премии, дипломы, высо-
кая оценка критиков, хотя и заработаны коллективом по праву, лишь внешние
приметы успеха, и не они определяют политику ТЮЗа. Потому что при более
близком знакомстве с труппой становится ясно, что в коллективе ценятся успехи
на первый взгляд неброские, даже незаметные для широкой публики, но имею-
щие колоссальное значение для актеров. Они из области этически-нравственных
категорий (добра, зла, бескорыстия) и происходят нечасто, но именно ради таких
минут актеры занимаются своей профессией.
Пресс-конференция, состоявшаяся после возвращения коллектива из Москвы,
из официального мероприятия превратилась в интересный, несколько сумбур-
ный и доверительный рассказ, во время которого художественный руководитель
Константин Кучикин, руководитель литературно-драматической части театра
Анна Шавгарова, режиссер Ольга Подкорытова, а также актеры пытались заново
осмыслить пережитые впечатления.
Человек родился
В спектакле «Атлантида, 17» наряду с актерами в ролях подростков задейство-
ваны хабаровские школьники и ученики студии «Алый парус». Этот совместный
с американской молодежью проект — своеобразное исследование, цель которого
выстроить диалог с молодым зрителем, разобраться, что волнует детей в нашей
стране и за океаном, какие темы и вопросы представляют для них наибольший
интерес, в чем они совпадают, а в чем разные.
«Атлантида» в данном контексте означает нечто скрытое, потаенное, тре-
бующее ответа незамедлительно — Душу подростка. Не случайно художник
спектакля Андрей Непомнящий «поселил» участников в какое-то странное
место, малопригодное для обитания — подвал с мусорными контейнерами
и бассейном, наполненным водой (наша жизнь?). Герои проживают свои
истории, то завороженно вглядываясь в его глубину (причем актеры обуты в
резиновые сапоги, школьники шлепают босиком), то бродя прямо в воде. Они
оскальзываются, падают, ищут точки соприкосновения друг с другом, кричат
от непонимания…
В финале, мокрые с ног до головы, они погружаются в эту купель все вместе.
Словно одни приняли обряд посвящения в профессию, а другие приняли школь-
ников в свой коллектив, отныне ставший единым организмом.
О том, что происходило с юными исполнителями на спектакле в Москве, трудно
говорить, это процесс интимный. Но те ощущения, что рождались в их душах и
жаждали выхода, нашли отклик в зрительном зале. В этот момент и произошло
то самое чудо, о котором до сих пор потрясенно вспоминает художественный
руководитель: когда в финале спектакля один из его юных участников, произнося
авторский текст, стал рассказывать залу о чем-то своем, личном. Глядя в зритель-
ный зал, очень тихо, но так, что его было слышно в самом дальнем уголке, Ваня
говорил о мире, о себе в мире, о взрослых и детях и об умении понимать и слышать
другого человека.
КУЧИКИН: Это было чудо! Здесь, на наших глазах мальчик Ваня из ребенка
превращался в мужчину, в Личность. Вот событие! Не у всякого актера получается
так суметь выразить подтекст.
И закономерно, что после спектакля запланированное обсуждение вылилось в
большой взволнованный разговор, когда и участники и зрители в едином порыве
попытались встать на защиту детства.
Наверное, перед этим отступают все — походы «за славой», успехи, зву-
ки медных труб, дипломы и премии. Потому что главное чудо — рождение
Человека.
В Москве спектакль-лаборатория «Атлантида, 17», вошел в десятку лучших
в номинации «Детский уик-энд». Хабаровский ТЮЗ еще раз подтвердил статус
детского театра, который своими спектаклями учит молодого зрителя любви,
состраданию, умению услышать и почувствовать чужую боль.
Море любви, или «Я — другая Анна»
Внеконкурсная программа «Золотой маски» предполагает участие в фестивале
таких работ, которые сегодня выбиваются из мейнстрима и которые можно рас-
сматривать как попытку заглянуть вперед, в будущее.
Такова хабаровская «Анна Каренина» драматурга Клима — его своеобразный
взгляд на роман Толстого с позиций сегодняшнего дня.
КУЧИКИН: То, что этот автор оказался в афише нашего театра, означает, что
он нам близок, что мы его понимаем и чувствуем. Как выяснилось, мы ему тоже
близки и понятны.
В нашем городе спектакль «Анна Каренина» идет на аншлагах, на него трудно
попасть, и это неудивительно: зрителей, живущих в удалении от столицы, не мо-
гут не привлекать новые веяния. Но откуда такой интерес к театру «из глубинки»
у московской публики, раскупившей билеты на спектакль буквально за сутки?
Особенно если учесть, что на внеконкурсный показ приходит публика подготов-
ленная, хорошо знающая, что такое новая пьеса и кто такой Клим. Значит, все дело
в личности Клима?
Но ответить на вопрос, как драматург отнесся к постановке собственной пьесы,
как воспринял спектакль хабаровского театра, оказалось весьма сложно. По мнению
Кучикина, категория «нравится — не нравится» в этом случае просто неуместна,
все гораздо глубже. Для такого парадоксального человека важны не слова сами по
себе, а то, что скрыто за ними.
Однако загадочную фразу, которую Клим произнес после просмотра спекта-
кля: «В вас море любви. Это большая редкость сегодня», в театре восприняли как
самую высшую оценку.
Эту энергию любви, которую уловил Клим на спектакле хабаровчан, не могли
не почувствовать и зрители, пришедшие в этот вечер в театр Моссовета. Некоторые
из них уже в антракте побежали в соседний магазин за цветами, чтобы препод-
нести актерам. Вообще мнения и впечатления от спектакля были разные, но их
объединяло одно — доброжелательность.
ШАВГАРОВА: На спектакле присутствовали критики, среди которых был
наш давний знакомый Павел Руднев, пришел также известнейший театральный
деятель Алексей Бартошевич. Мы волновались, не уйдет ли он до конца спектакля,
все подсматривали из-за кулис. Нет, досмотрел до конца, а если учесть, что про-
должительность спектакля четыре часа, это о чем-то говорит.
КУЧИКИН: Я смотрел, вернее, слушал из-за кулис. Поначалу спектакль шел
трудно, все слишком волновались, но где-то в середине первого акта зазвучали
человеческие интонации… В финале — аплодисменты, цветы, восторженная
пресса. Как признался Павел Руднев, для Москвы такой прием просто неве-
роятен.
В этом ажиотаже мало кто знал, а кто знал, то в этот момент и не вспомнил,
что спектакль «Анна Каренина», подаривший столько эмоций и «море любви»,
был на грани срыва, что он мог бы и не состояться вовсе, если бы…
Вот этим «если бы» так притягателен театр.
Дело в том, что декорации, которые почти месяц шли через всю страну в спе-
циальном вагоне, по приезде оказались негодными к эксплуатации, то есть ткань,
которой обтянуты ставки, не выдержала температурных скачков и полопалась. Так
объяснил произошедшее художественный руководитель.
ШАВГАРОВА: Представьте ситуацию: фестиваль «Золотая маска», выходной
день, Москва. И наши погибшие декорации, которые не починить, не исправить —
из 16(!) театральных ставок половина безнадежно испорчена! Что делать? Ну,
конечно, звонки, поиски решения, нервы… Когда мы наконец нашли мастера,
которому намеревались заказать изготовление ставок, оказалось, что он не сможет
нам помочь…
И тогда ребята поняли, что им предстоит невозможное — самим взяться за из-
готовление декораций. Каким образом? А элементарно (это сейчас они так шутят):
открыли интернет, нашли нужную страницу и… работа закипела.
ШАВГАРОВА: Когда была готова первая ставка, мы поняли, что для нас пре-
град не существует. Разве такое забудешь?
КУЧИКИН: Мы давно работаем вместе и вроде бы должны надоесть друг
другу, но я не перестаю удивляться своим актерам. На «Маске» многие откры-
лись мне с такой неожиданной стороны, что это дорого стоит. Ведь фактически
спектакль «Анна Каренина» не должен был выйти на публику, был момент,
когда казалось, что все пропало. Но мы построили декорацию, сумели, у нас
получилось…
Так расхожая фраза о том, что фестиваль — это не только праздник, но и учеба,
для тюзовцев воплотилась в реальной жизни. А главное в любом учении — суметь
извлечь из нее правильные уроки.
Домой вернулись переполненные впечатлениями, окрыленные, готовые к
новой работе. А тут и ежегодная губернаторская премия в области театраль-
ного искусства подоспела. По итогам прошедшего года в Хабаровске лучшим
спектаклем признан спектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина» режиссера
Константина Кучикина, а лучшим исполнителем главной мужской роли актер
Александр Зверев в вышеназванном спектакле. Еще одна «Маска», пусть на
нашем местном уровне и не столь «золотая», но от этого не менее дорогая.
Потому что за ней — труд, сомнения, преодоления и прочее. Впрочем, худо-
жественный руководитель ТЮЗа Константин Николаевич Кучикин терпеть не
может пафосных слов. Будничным голосом, глядя в пол, он в очередной раз
произносит свое любимое:
— Мы просто работаем вместе, и все. И — все!
Постскриптум. Страсти по камер-юнкеру
Свою новую работу, историю про камер-юнкера Пушкина, Константин Кучикин
задумал как камерный спектакль в фойе для тридцати зрителей. Экспериментируя
с пространством, они вместе с главным художником театра Павлом Оглуздиным
(он же художник спектакля и один из исполнителей) организовали игровую пло-
щадку, где происходит действие, таким образом, что, когда во внутреннюю часть
театра распахивается центральная дверь, ведущая из фойе, создается ощущение
анфилады комнат с белой лестницей, уходящей на второй этаж. Из глубины через
эту дверь стремительно появляются исполнители — Александр Зверев, Наталия
Мартынова, Павел Оглуздин («триадовский» десант, все они теперь работают в
ТЮЗе у Кучикина).
Зрители, сидящие «в зале», могут «лицезреть» самих себя в двух зеркалах, рас-
положенных по обе стороны двери, что создает эффект их присутствия на сцене.
То есть они становятся невольными соучастниками происходящего.
И первая же реплика: «Пушкина я возненавидел еще в детстве», — произне-
сенная героем с вызовом, почти эпатажно, ударяет, как выстрел.
Сразу оговорюсь. Тому, кто знает, каким был этот великий русский путаник с
африканской внешностью, на спектакле делать нечего. Потому что кучикинский
и хейфецевский Пушкин далек от академического представления о «нашем всё»,
скорее он предстает таким, как в стихах к Энгельгардту: «Худой, обритый, но жи-
вой». Хулиганский — потому что куда денешь частые многоточия в поэтических
строчках, так легко озвучиваемые. Противоречивый, с зигзагами судьбы воистину
сатанинскими, ведь не зря после смерти современники о нем говорили: «Жаль
поэта — и великого. А человек был дрянной». Влюбчивого, не пропускающего
ни одной юбки, картежника и дуэлянта, вечно пребывающего в долгах. Поэта, не
оцененного современниками при жизни, чьи стихи живут уже третье столетие и
останутся в веках. Сверчок, егоза, обезьяна, как называли его друзья. Любопытный
Пушкин…
Пьеса Михаила Хейфеца (победившая в конкурсе драматургов «Действующие
лица») написана как монолог, от которого невозможно оторваться, пока не до-
читаешь до конца. Спектакль Константина Кучикина тоже смотрится на едином
дыхании. Тем более до конца уже не так много времени, всего один час пятьдесят
минут длится действие, в продолжение которого герой завершает торжественные
приготовления по спасению поэта и до рокового выстрела в финале.
Монолог, который нервно произносит Александр Зверев, перемежается сцена-
ми, в которых актриса Наталия Мартынова перевоплощается то в «воспиталку»,
то в «училку», то в подругу Леру, то в красотку Натали Гончарову, прячущую под
пышной юбкой (буквально) барона Дантеса-Геккерена.
А Павел Оглуздин предстает в двух ипостасях: роли Дубасова и самого себя,
то бишь художника, который по ходу действия рисует иллюстрации к происхо-
дящему в спектакле. Вот недоброй памяти школа № 69 имени Пушкина, бывшая
Царскосельским лицеем… Вот армия, где герой отбывал воинскую повинность,
ведя «просветительскую деятельность» в казарме… А вот и картинка «съ Дан-
тесомъ-Геккеренъ верхом на белой лошади» (как тут не вспомнить пророчество
гадалки, которая посулила Пушкину гибель в тридцать семь лет «от белой лошади
или от белого человека»).
При желании можно предположить, что Оглуздин играет состоявшегося Дуба-
сова, столь неудачно дебютировавшего поначалу в роли художника. Только если
Дубасову с ходу подрезали крылья и обрекли на роль неудачника, то Оглуздин —
вот он перед нами — замечательный живописец и график, его небольшие панно,
украсившие стены к окончанию спектакля, впору издавать отдельным тиражом
как дополнение к программке. Ибо они — тоже спектакль.
Однако все происходящее на сцене, адекватно переведенное на язык сце-
нических образов, отнюдь не иллюстрация к тексту. Пьеса, обозначенная у
Хейфеца как история одного несостоявшегося подвига, решена Кучикиным в
жанре трагифарса.
Впрочем, ее можно и комедией назвать. Как и всю нашу жизнь — похожую на
дурной сон действительность, в которой нас чуть не с пеленок начинают «строгать
и строить», чтобы все были как один: учителей слушали, во всем с ними соглаша-
лись и кивали, кивали, как болванчики, в знак понимания и смирения. Другими
словами, уничтожают, как уничтожили, спасибо не до конца, культуру, язык, рус-
скую речь. Потому что, «проходя» в школе Пушкина так, как его там преподают,
можно не только от Александра Сергеевича целое поколение навсегда отвратить,
а заодно и от всей мировой литературы. Думаю, сам Пушкин, если бы знал, до
какого абсурда дойдет народная любовь, тростью бы на нас замахнулся и закричал:
«Как вы надоели мне со своей любовью, чертовские дураки!»
Прямо вижу эту картинку во всех подробностях.
Вот против подобных расхожих пошлостей — с растиражированными по-
смертными масками, обязательными свечами, набившими оскомину стихами про
Лукоморье, декламируемыми торжественным голосом, постаментами с черным
идолом в знакомых бакенбардах, — и восстает герой Александра Зверева — Ми-
хаил Питунин.
Вообще-то он никакой не герой, а напротив — антигерой. Но как писал другой
поэт, наш современник Андрей Вознесенский: «Какое время на дворе — такой
мессия». А время нынче на дворе... сами знаете. И вот из этого безвременья — а
может, вопреки ему? — вдруг «выколупывается» странный герой, который, сам
являясь плоть от плоти окружающей жизни, отважился взбунтоваться против нее.
Кто — какой-то Питунин?! Что— посмел?! Этот нелепый гадкий утенок, придурок,
одержимый идеей спасения Пушкина, жалкий маргинал, не принимающий участия
в построении нашего замечательного общества, и вдруг, пусть на мгновенье, су-
мевший подняться над ним, хотя и не успел совершить то, ради чего так старался?
Как бы не так!
Да ничего он, по большому счету, не успел совершить, этот жалкий и прекрас-
ный персонаж, кроме того, что досконально изучил жизнь Пушкина, который ему
с детства как кость в горле. Но несостоявшийся подвиг тоже подвиг. Над собой,
над обстоятельствами. Потому что сколько можно «безмолвствовать», пора когда-
нибудь и поступок совершить. Пусть смешной, пусть глупый, бессмысленный, но
поступок.
Этот драматургический поворот — от неприятия Пушкина, как «нашего
всего», почти ненависти к нему, до глубинного постижения его жизни и жизни
вообще, очень интересный. Оказывается, стремление к свободе невозможно
уничтожить даже в самом маленьком человеке, и тогда он взвивается в небо
факелом и погибает. Смешная история, не правда ли? Трагичная, узнаваемая,
бесполезная…
Но ведь — факелом! Но ведь — в небо!
В пьесе нет ничего лишнего, даже ремарки немногословны: кто, что, где. При
этом она очень театральная, ибо позволяет режиссерской фантазии раздвинуть
рамки текста и выйти в открытое космическое пространство, наполняя его живой
горячей кровью и населяя множеством персонажей, в которых мы не только исто-
рических личностей узнаем, но и самих себя — вот же они отражаются в зеркалах,
знакомые все лица.
В спектакле много неожиданных ходов, выразительных метафор, фантазий.
Словом, того самого «шифра», который интересно разгадывать (здесь нельзя не
назвать художника Наталью Сыздыкову, которая вместе с Оглуздиным работала
над костюмами, музыкального руководителя Елену Кретову). Одна сцена омове-
ния героя перед выездом на Черную речку, где назначена дуэль, чего стоит! Или
снятие с живого Питунина (или он уже не Питунин, а Пушкин, все так сплелось!)
посмертной маски. Мне могут возразить: это, мол, слишком. Но, когда каждая
мелочь работает на спектакль и режиссеру не изменяет чувство меры и такта, ты
понимаешь: в театре возможно все. При наличии таланта и сердца, разумеется. А
в данном случае названные компоненты присутствуют.
Бесспорная удача спектакля — Александр Зверев. Конечно, актер не с неба
свалился. Еще когда Александр работал в «Триаде», в нем чувствовались и глубина,
и боль, и трагизм одиночества, но рамки жанра пантомимы не позволяли
его дарованию раскрыться с максимальной полнотой. Теперь перед нами про-
фессиональная и глубокая актерская работа — исповедальная драма маленького
человека, которому надоело быть маленьким человеком.
Спектакль не созерцательный, не легкий для восприятия, он требует работы
души, будоражит фантазию, впечатляет, заставляет размышлять. Даже те благопо-
лучные зрители, в чьей жизни не было такой истории, как у героя пьесы, полностью
разделяют его бунт против «всенародной любви», полной пафоса, фальши и, в
конечном счете, равнодушия к поэту. Не дай бог, как говорится.
После спектакля зрителей встретила настоящая петербургская погода— туман-
ный теплый день с легким снежком. И пусть это будет сто пятидесятым штампом,
но на какой-то миг показалось, что сейчас из метельных сумерек в перспективе
ломаных улиц возникнет знакомый силуэт маленького, быстрого, похожего на
обезьяну человека в летящем плаще.
Вот интересно, что бы Александр Сергеевич сказал, посмотрев спектакль
Хабаровского ТЮЗа?