Три любви ТЮЗа
В дальневосточной столице закончился фестиваль - лаборатория актуальных текстов «Наша тема». Театр Юного Зрителя стал площадкой для откровенного разговора для зрителей, для эксперимента.
Аншлаговые площадки ночных спектаклей – доказательство острой необходимости и таких форм, и таких тем. Своего рода тестирование пьес стало настоящим театральным праздником, где было все – и восторги, и гневное непонимание, и, главная награда актерам – аплодисменты.
Любовь к поэзии
В чем актуальность поэзии? И голодные нищеброды и румяные нувориши, даже в кризисное время лопающиеся от достатка, порой объединяются в поисках своего искомого "я". С помощью тех простых формул, что утверждает традиционное искусство, возможно решение простых задач. Допустим, успокоить: "Не волнуйтесь, вы хороши, веселы и даже образованны. Не зря приобщились к классике!". 15-20 минут и прощай эмоции, рожденные традиционализмом. Словно отпустили грехи, и снова с головой во все тяжкое.
Поэзия, если не иметь ввиду глагольно-бытовую частушкообразную графоманию типа виршей Твардовского: "Дело в праздник было. Подгулял Данила" или "Умер Ивушка-старик, крепкий был еще старик", актуальна всегда. Она обращается к тому таинственному, глубинному, она вытаскивает из глубин подсознания порой таких "демонов", что и страшно, и сладко становится.
Спектакль "Platero и Я" по мотивам поэмы лауреата Нобелевской премии по литературе Х.Р. Хименеса - своего рода визуальная квинтэссенция настоящей поэзии. Как сказала одна из зрительниц на обсуждении, что представление было похоже не мультфильм, где один образ плавно перетекает в другой образ.
Ослик Platero и друг, и образ детства. И когда умирает ослик, где-то там высоко появляется бабочка.
Блестящее пластическое решение, балансирующее на грани акробатики... ах, казалось порой , чуть оступись актриса - и травм не миновать...Так иногда, когда читаешь стихи. захватывает дух...тончайшее кружево, акварель сменялась почти клоунадой, гуашью...и тут вспоминалось, что спектакль представляли в анонсе, как уличный, где все должно быть ярко и понятно, и снова пастельные оттенки, и снова захватывает дух..."Platero!!!", - вслед за актерами шептали зрительские губы... У каждого , наверно , был свой Platero, который остался там, в детстве...
Не было ярко выраженной «испанщины», был ритм – сложный, нервный…и русская народная религиозная песня так органично вплелась в эту «латинскую ткань», подчеркивая сказочно-рождественский дух…
"Злободневный ли спектакль?", - спрашивала на обсуждении со зрителями режиссер Ольга Подкорытова. Нет, он не ЗЛОБОдневный, он ДОБРОдневный. И никакой он не детский, он очень взрослый этот "Platero и Я". Конечно, какое добро в печали по детству? В любой печали добра нет, одна горечь. но принимая эту горечь, принимая печаль. обретаешь добро, вытаскиваешь из себя, из глубин...и все возвращается - и яркие краски, и ароматы, и вкус детства..на мгновение.. И снова чувствуешь себя вечным .. "Сердце человека - бессмертно. Поэтому я никогда не умру".
Любовь к иллюзиям
Когда заканчиваются наши иллюзии? Мы порой уверены, что " как корабль назовешь, так он и поплывет". Сооружая год за годом из надежд странное сооружение, которое считаем жизнью, прожитой, как правило, не зря, мы ищем подтверждение своих "иллюзионов" в новостных программах, в газетах и журналах, мы истязаем своих близких, выпытывая свою правоту. А они заблуждаются сами. И даже любовь, которую мы воспринимаем как нечто существующее, связывающее всех нас, по сути - одна из иллюзий, обрекающих на нас на одиночество.
Может быть, об этом эскиз спектакля по пьесе Ивана Вырыпаева "Иллюзии? Две очень пожилые пары до последней минуты ищут любовь. Любовь ли это? Непрофессиональные актеры, картонные декорации и деревянные бруски для игры "Дженга"... Герои пьесы на сцене старательно строили из брусков чуть ли не "фрактальную композицию", чтобы в какой-то момент она рухнула, а бруски были разобраны для сооружения из них подобие табуреток: любовь любовью, а седалище требует "аэродрома". Так и в жизни: рыдать над "несчастным собой" слаще, если свернуться калачиком на диванчике. Уют и комфорт превыше всего.
Актеры читали "с листа". И это подчеркивало " ненастоящесть " происходящего. Обилие слов, фраз, ненужных деталей, нарочитая "нехудожественность" чтения, казалось бы, обрекало спектакль на провал, но... В театре есть нечто, неподвластное логике. И это "нечто" удалось уловить режиссеру Петру Нестеренко. Получилось, что, по сути, отрицая театральность, спектакль ее обретал с каждой фразой, захватывая зрителей в водоворот действа. И слезы на глазах актрисы, игравшей Маргарит, которая повесилась, были невероятно органичны «Ведь должно же быть хоть какое-то постоянство в этом переменчивом космосе… А любовь может быть и не взаимной!»
"Живой звук", прифанкованная гитара, гармоническая "скупость" как бы останавливало время, погружало в другую эпоху эпоху, в другой мир. Конец 70-х? Культовая "Эммануэль"?...И если героиня эротического бестселлера, который стал, чуть ли не Библией для нескольких поколений, нашла и свободу, и любовь, то герои пьесы так их и не обрели, не смогли отказаться от своих иллюзий, подойдя к финишной черте в абсолютном одиночестве....
Любовь к Родине
Марафон актуальных текстов ТЮЗовского фестиваля-лаборатории "Наша тема" завершил эскиз спектакля по пьесе Максима Досько "Лондон". Это было потрясающе! Начиная от «одалисок», сена, венков из трав, баяниста, заканчивая главным героем – сантехником Геной. Зрители были готовы аплодировать до утра!
Юрий Бондаренко, играя сантехника, был фантастически правдив как-то по-леоновски. Нет, не было интонаций и фирменного прищура Евгения Леонова, а была искренность, мудрость и наивность простого мужика, порой смешного, наивного, по своему хитрого,, трогательного и такого одинокого. Тема патриотизма, а точнее любви к Родине, благодаря этой «леоновщины», приобретала интимность и истинность, которой так катастрофически не хватает сегодняшним «патриотам».
Волей судеб, хобби главного героя принесло ему и признание , и путешествие в Лондон. Хобби- плетение из соломки. Как говорят, декоративно-прикладное искусство. Очень народное, очень теплое, корневое… Из соломки и тысячу лет назад плели наши предки обереги, игрушки, и предметы домашнего обихода… Ломкая соломка- теплая, живая, как связь с Землей, с предками, с Родиной…
В таком красивом и правильном Лондоне Гена чувствуют себя, совершенно естественно, не в своей тарелке, все ему кажется неправильным. То ли дело дома : «Раков-Минск-Озерцо, родительский дом, картошку там садить скоро надо, сын, Беларусь, ЖКХ, порывы делать, с электриком подъезжать из Малиновки, новую КНС осваивать, с металлоискателем бродить, летом может на Нарочь сгонять, осенью в грибы ходить, зимой с бани в снег прыгать, на мотоблок накопить хотел… Родина!» ..Чего проще! Обычность, обыденность с одной стороны. А с другой- Космос, но не далекий и холодный а такой родной, больше похожий на свод церкви или на небо Родины.
«Ну и пусть
Будет нелёгким мой путь,
Тянут ко дну боль и грусть,
Прежних ошибок груз.
Но мой плот,
Свитый из песен и слов,
Всем моим бедам назло
Вовсе не так уж плох!» - лейтмотив спектакля - песня Юрия Лозы «На маленьком плоту» в финале спектакля, исполненная актерами, была подхвачена зрителями… Мы все в одной лодке, у нас одна Родина на всех… Родина, сплетенная из наших недолговечных ломких соломинок- жизней, не так у ж и плоха…
На обсуждении хабаровчане делились эмоциями. Признавались в любви к Родине. Одна молоденькая девушка зачем-то вспомнила, что Родину надо защищать… А про соломку никто не вспомнил. И про Гену, который просто до слез любил свою Землю… И казалось в какой-то момент, что мы здесь на Дальнем Востоке лишены той соломки, что мы , как та девушка, обречены цитировать патетические передовицы СМИ… а нам бы научиться любить НАШУ Родину – просто, как есть, до слез, до крика….
Юрий Вязанкин
Фото: Наталья Ивацик
Источник: http://khabarovsk.md/culture-art/3468-tri-lyubvi-tyuza.html