Живой Журнал Екатерины Пятковской, 31.10.2012 г. Искать откровение. По мотивам «Юдифи»
Классика мировой литературы (в т.ч. Библия)
учит нас тому, что при прочих равных условиях,
женщины – большее зло, чем мужчины.
Билли Новик, Billy’s Band
Спектакль «Юдифь» возник в пространстве фестиваля «Дни немецко-российской культуры в Хабаровске», который каждую осень добавляет красок в размеренную жизнь нашего города. Для работы над ним в Театр юного зрителя приехал режиссёр из Германии – Ральф Хензель. Вместе с актёрами ТЮЗа немецкий маэстро воссоздал для нас, зрителей, древний библейский сюжет, и в его интерпретации он звучит смело, под неожиданно дерзкий аккомпанемент Rammstein.
Легенда о том, как одна иудейская женщина сделала то, что оказалось не под силу всей ветилуйской рати, могла бы в наши дни спокойно превратиться в гимн феминизма. Но в этой игре полов есть и вторая сторона, имя которой – Олоферн. Тиран, страшный человек, чьи руки по локоть в крови. Безумно привлекательный — и по-настоящему жуткий. Он ездит на лютом Цербере, каждый день рождается заново и уничтожает всё на своём пути. Образ Олоферна так силён, он так достоин находиться подле Юдифи — что расправа героини над безродным чудовищем не приносит должного морального удовлетворения. Хотя, если прибегнуть к нравственным штампам, добро оказалось сильнее.
Афиша спектакля предупреждает внимательных зрителей, что кое-кто из персонажей в этот вечер потеряет голову. Но лишиться её можно не только от взмаха вострого меча. Гнет страшного деяния к финалу спектакля превратит первую красавицу Ветилуи в безумное существо – и это столь же непоправимо, как и рана, что нанесла её рука. Хотя потомки будут считать поступок Юдифи подвигом.
Ненависть, связавшая Юдифь с Олоферном и жажда, притягивающая Олоферна к Юдифи, ужасающе сильны, и, наверно, именно из-за этого на первый план выходит вопрос совершенно не религиозный – светский, чувственный. Фридрих Геббель наполнил исконный целомудренный сюжет ощутимым эротизмом, который без купюр подхватили в ТЮЗе. Поистине варварское ложе, укрытое меховыми шкурами, изначально станет местом для неприкрытых признаний, для выворачивающей наизнанку душу – тирана! – горячкой. И в бреду рядом с ним – Юдифь, которая не так давно пережила подобное, но была вознаграждёна божественным откровением. Олоферну такой милости познать не дано.
«Юдифь» ТЮЗа – это нечто больше, чем просто история о сильной женщине и скучающем тиране. Раздвигая пространство трагедии, недоступной современникам, актёры – устами тех самых современников – пытаются растормошить зрителей, по привычке отключивших орган, готовый воспринимать острое, напряженное действо. Эти сюжетные гиперссылки, вплетённые в канву повествования якобы лектором-культурологом и мальчиком с ноутбуком в смешной мышиной шапке, держат зал в не меньшем напряжении, чем голод, насилие, предательство – неизменные спутники трагического конфликта. Но после просмотра спектакля не остаётся тяжёлого послевкусия – ты уходишь, поражённый актёрской игрой Дарьи Добычиной (Юдифь), шагнувшей в ужасающую пропасть безумия, и Александра Молчанова (Олоферн), взявшего на себя смелость стать демоническим сверхчеловеком. А потом, вновь прокручивая в голове увиденное, в очередной раз пытаешься понять, как случилось, что из двух потерявших себя персонажей в чём-то Олоферну даже повезло больше – ему не придётся искать в глубинах подсознания новое откровение – что оправдает, и позволит жить спокойно.