Журнал «Страстной бульвар, 10», № 2012 г. «Маленький принц» в Театральном дворике.
В Хабаровском театре юного зрителя появилась дополнительная площадка для творчества – «Театральный дворик». Отделенный от городской улицы железным забором, с трех сторон замкнутый кирпичными стенами, которые опоясывают водосточные трубы, выступы, пожарные и прочие лестницы, колодец внутреннего дворика по ночам превращается в театральные подмостки. И пусть искушенные театралы твердят, что подобным сейчас никого не удивишь, да в той же Москве нынче чего только не увидишь, о билетах на уличные спектакли лучше позаботиться заранее, ибо мест в «зале» под звездным небом ограниченное количество.
Спектакли в Театральном дворике начинаются в 23 часа 59 минут.
Не думаю, что только ради модных тенденций и желания во что бы то ни стало поразить публику, актеры во главе со своим художественным руководителем Константином Кучикиным открыли и увлеченно осваивают новую сценическую площадку. Есть в этом слиянии театральной условности (дощатого помоста, софитов, реквизита) и врывающихся во двор звуках ночного города (визга тормозов, громких голосов, смеха и музыки из ресторана напротив) что-то волнующее, словно ты, присутствуя на спектакле, видишь со стороны и самого себя, глазами тех, кто по ту сторону стен.
Пока я вместе с другими зрителями пробиралась через железную калитку во Дворик и усаживалась на свое место, память вдруг услужливо подсказала: да ведь нечто подобное уже происходило в этом дворе. В детстве, когда нас, школьников, всем классом привели в ТЮЗ на спектакль «Три мушкетера».
Замечу, что тогда на сцене ТЮЗа, завешенной пыльными бархатными кулисами, в основном шли сказки - «Чиполлино», «Два клена», «Звездный мальчик». И вдруг любимая книга подростков всех времен и народов!
Сейчас уже не вспомнить по какой причине: из-за большого количества действующих лиц, которые не помещались на маленькой сцене, или из-за сюжета, требующего динамики, - режиссер задействовал в спектакле все четыре двери зрительного зала, в том числе и те, которые выходили во двор театра и до этого никогда не использовались. Из этих дверей по ходу действия появлялись гвардейцы кардинала, отважные мушкетеры, в двери ускользала интриганка миледи, пробирался на свидание к королеве влюбленный Бекингэм. Казалось, спектакль был повсюду – на сцене, в зале, в фойе, на балконе и… на улице. Ибо прохожие, взрослые тети и дяди, привлеченные удивительной жизнью, которая мелькала по ту сторону деревянного забора (пробежки актеров, одетых в яркие костюмы, громкие реплики, звон шпаг), стали приникать ко всем щелям, чтобы приобщиться к чуду превращения скучного хозяйственного двора, где хранились фрагменты использованных декораций и ящики из-под реквизита, в Зрелище. Самое удивительное, что и взрослые в эти минуты совершенно менялись. Они дивились, восхищались, обсуждали происходящее и спорили так, как будто были прямыми потомками Александра Дюма.
(К сожалению, вскоре администрация театра, видимо испугавшись, что зрители окончательно переместятся из зрительного зала на улицу, прикрыла лавочку, завесив забор старым полинявшим задником из отыгранного репертуара).
Сегодняшний ТЮЗ, верный своему творческому кредо, сформулированному как «Театр умного детства», открыл летний сезон в Театральном Дворике премьерой спектакля «Маленький принц».
Это не первая редакция спектакля Константина Кучикина по произведению Антуана де Сент - Экзюпери. Помнится его «Маленький принц», поставленный несколько лет назад в краевом театре кукол, потом со студентами на сцене ТЮЗа. Такое впечатление, что режиссер, периодически возвращаясь к этой теме, хочет через героев повести избыть что-то свое, личное. И каждый новый спектакль не похож на предыдущий, его герои растут и меняются, как меняется мир вокруг.
Нынешний «Маленький принц», хотя рождался в Театральном дворике, начинается в фойе театра, где среди зрителей вдруг появляются люди в белых плащах и шляпах, с чемоданами в руках, на каждом чемодане написан номер. И сразу ассоциации с пионерлагерем и лагерем вообще, впрочем, в повести тоже указан номер астероида, с которого прилетел Маленький принц - «Б – 612» (взрослые очень любят цифры, читаем мы у Экзюпери). Значит, эти люди - пришельцы с других планет?
Отчужденные, замкнутые, бесстрастные, они вглядываются в зрителей, но взгляды их не выражают ничего. Как и белые маски в спектакле, который начнется через несколько минут во Дворике, куда вслед за зрителями устремляются и странные люди с чемоданами. Они так же отчужденно ждут, пока все рассядутся, чтобы шагнуть на сцену и начать рассказывать свою историю.
Полночь. От кирпичных стен веет холодом (зрителям, чтобы они не окоченели от ночной сырости, выдают одеяла, похожие на те, пионерлагерные). А на сцене оживают страницы самой печальной и самой светлой повести Экзюпери.
На первый взгляд новая версия кучикинского «Маленького принца» вроде о том же - о раннем взрослении, о лабиринте познания себя, о пробуждении любви в сердце и большом одиночестве на закате, а также об ответственности «за тех, кого приручаешь». Но в отличие от предыдущих, нынешний спектакль жестче, скупее на внешние проявления чувств и эмоций, аскетичнее, что ли, как и оформление Андрея Непомнящего, которое он создает из подручных средств: кусочка шелка, песка, обломков фанерной декорации и т.д. Сюжет сведен к взаимоотношениям Маленького принца (Петр Нестеренко, Никита Бакленев), Розы (Елена Колесникова) и Лиса (Наталия Мартынова), но он не стал от этого беднее. Герои - вполне сложившиеся молодые люди, на которых обрушилась бездна - любовь. Слепая, эгоистичная, неуправляемая, но и великодушная, чуткая, когда страхи и комплексы другого ты воспринимаешь как свои собственные и разлука на час представляется тебе предательством и крахом всей жизни.
Спектакль об огромности мира, о жизни и смерти выстроен режиссером остро, горько и откровенно. Совсем не по-детски. Кажется, что линия отношений Розы и Маленького Принца продолжает историю героев володинской пьесы «С любимыми не расставайтесь», Кати и Мити, которая идет в театре, кстати, в исполнении тех же актеров. Вечный сюжет, сыгранный жестко, лаконично, без заигрываний со зрителем и скидок на возраст. Впрочем, разговор с теми, кто приходит в зал, театр Кучикина всегда ведет по-честному, на равных.
Кажется, что в спектакле почти отсутствует текст. Может, потому что знакомая повесть Экзюпери с детства настолько запала в душу, что ты не воспринимаешь ее отдельно от себя (не воспринимаем же мы воздух, которым дышим). А может, пластика, жест, движение, передающие всю гамму переживаний персонажей, настолько выразительны и точны, что не хочется думать о произносимых словах и вообще о словах. Все, что герои таят в сердце, боясь показаться непонятыми, неполюбленными, отвергнутыми, сконцентрировано в музыкальной теме, теме Розы (композитор Александр Новиков). Этот нежный и воздушный вальс, ставший лейтмотивом, придает спектаклю поэтичность и «легкое дыхание», то самое, бунинское, которое есть суть произведения Экзюпери. Именно в музыке герои избывают боль, выплескивают не сказанное, и тогда обнажаются чувства, распрямляется душа, сжатая как пружина. Куда делись шипы и колючки Розы, угловатость Лиса? Прекрасные, необычные женщины, как можно предпочесть одну другой? Ты смотришь на двухметрового Петра Нестеренко глазами влюбленной Розы, и тебе не мешают ни его рост, ни короткая стрижка, ибо «зорко одно лишь сердце», а оно видит любимого золотоволосым и беспомощным ребенком. Музыка затопляет неуютное пространство, похожее на космический пейзаж, каким его рисуют дети, и одушевляет его, делая одним из действующих лиц.
Когда в финале Маленький принц вслед за скользящим лучом софита поднимается по пожарной лестнице вверх, кажется, что он уходит на небо, звездным куполом сияющее над городом. Он машет нам оттуда рукой и исчезает через засветившееся теплым светом окно. За ним бесшумно, как во сне, закрывается рама, гаснет свет. Где он теперь, на какой звезде? Улетел, как тему свою отыграл.
Да ведь мы еще не наигрались, хочется крикнуть из зрительного зала. Однако - пора.
Хор, успев облачиться в свои плащи, стоит спиной к зрителям, и, задрав головы, смотрит вслед улетевшему. А зрители (и это самое ценное) не спешат расходиться. Их никто не торопит, не подгоняет. Они сидят молча, словно прислушиваясь к себе. Потом так же молча, группками, вспархивают как ночные птицы и покидают дворик.
Жесткий спектакль, после которого остается светлое чувство.
В одном из недавних интервью, Кучикин признался, что спектаклем «Маленький принц» он закрывает тему детства. Того самого детства, о котором он знает, кажется, все (выразительные образы и множество «говорящих» деталей, населяющих его спектакли, тому подтверждение) и которое во всех подробностях представлено артистами хора Александром Фарзуллаевым, Анастасией Кутиловой, Оксаной Желтяковой, Михаилом Тычининым, Светланой Мальгиной, Евгением Ворушило.
На плечи хора возложено множество технических обязанностей: помочь, подать, озвучить, заполнить паузу или «разогреть» зрителя. Он, как в древнегреческой трагедии, многолик и невидим в одно и то же время. Но режиссер предоставляет актерам хора возможность проявить талант импровизации, отдавая на откуп целые сцены. Что они с удовольствием исполняют, купаясь в своих играх, как цирковые клоуны в репризах. Во что не доиграли, что не сумели получить в детстве, доигрывают и воплощают на сцене (один человек-оркестр А. Фарзуллаев чего стоит, подвижный, импульсивный, словно его подключили к бесперебойно работающему движку!). И становится ясно, что детство, заканчиваясь, не уходит, просто переселяется в колодец памяти, откуда в ненастный день можно достать любимую игрушку и ощутить ее тепло и запах.
Спектакли Константина Кучикина тоже имеют способность не прекращаться с закрытием занавеса. Я давно замечала, что во время действия того или иного спектакля мысленно полемизирую с происходящим на сцене. Задаю себе множество вопросов, сама ищу на них ответы, порой досадую на режиссера: ну, зачем он придумал здесь так, нужно же было совсем иначе! Это может продолжаться и после закрытия занавеса, иногда и на следующий день тоже. Пока не придет понимание, что если спектакль не отпускает, значит, он состоялся, он живой, иногда раздражающий, а иногда забирающий в плен сразу, как случилось у меня на «Малыше» по лаконичной пьесе М. Ивашкявичюса. Во всяком случае, то, что режиссер вкладывает в спектакль и в актеров – всего себя! - непременно находит отклик в сердцах зрителей.
Светлана ФУРСОВА