Газета «Красноярский комсомолец», 22.05.1980 г. "Гастроли в Красноярске"
В Красноярске продолжаются гастроли Хабаровского театра юного зрителя имени Ленинского комсомола. Многие из жителей и гостей нашего города уже успели познакомиться с артистами с Дальнего Востока. Встретившись с ними в редакции газеты, мы попросили их рассказать о своем театре, о любимых ролях и о своих впечатлениях от гастролей в Красноярске.
Аркадий РАСКИН, режиссер:
В эти дни в Хабаровске с большим успехом проходят гастроли Красноярского ТЮЗа. А в его здании на улице Вавилова временно «поселились» хабаровчане. Несмотря на солидный возраст (театру 35 лет), труппа театра молодежная, состоящая в основном из выпускников дальневосточных театральных учебных заведений. В городе на Енисее мы впервые, но Сибирь знаем и работать в сибирских городах любим. Зритель здесь не праздный, отлично понимающий театр, знакомый с коллективами самого высокого театрального ранга, поэтому к гастролям в Красноярске мы готовились особенно тщательно. Наш театр имеет свою специфику, он камерный. В его помещении в Хабаровске нет традиционной сцены и зала. Мы играем в едином пространстве, и зритель свободно располагается рядом со сценической площадкой так, как ему удобнее смотреть: на скамейках, стульях, а то и просто на ковре.
Владимир ДОМБРОВСКИЙ, артист:
Мы — театр Евгения Шварца. В нашей гастрольной афише две «сказки для взрослых» Шварца — «Тень» и «Дракон» и его детская сказка «Два клена». Как и положено в сказке, Добро в них побеждает Зло: и рыцарь Ланцелот победит Дракона, и Ученый восторжествует над Тенью. Но и в этом мудрость Шварца — теневые стороны человеческой души в его пьесах показаны во всей их обжигающей правдивости. Зло имеет реальную силу, и нужны нечеловеческие усилия, нравственный подвиг, надо страдать, истекать кровью, чтобы победить его. Чтобы одержать верх над врагом, надо знать его как можно лучше. Пьесы Шварца помогают это сделать.
За хорошее исполнение отрицательных ролей хвалят редко. Я, увы, играю в шварцовских спектаклях именно такие роли: Генриха, слугу Дракона, и Цезаря Борджиа, журнали-сталюдоеда. Люблю ли я своих героев? Ненавижу! Но именно поэтому отношусь к этим ролям с особым вниманием. Ведь надо играть так, чтобы их возненавидел и зритель. А аплодируют пусть Ланцелоту, мне не жалко.
Екатерина КИРИЕНКО,артистка:
В старинной сибирской деревне умирает старуха Анна. Проститься с ней приехали ее взрослые дети. И открылась любовь и боль материнского сердца... Как каждый писатель идет к своей главной книге, так каждый артист готовится к своей главной роли. Эта роль должна вобрать в себя весь опыт работы на сцене, всю память сердца, в ней должны отозваться судьбы многих женщин, которых знала. Старуха Анна в спектакле «Последний срок» В. Распутина — именно такая роль. Моя героиня — сибирячка, поэтому играть этот спектакль в Красноярске особенно ответственно, тем более что сибиряки народ суровый и сдержанный. И как радостно было мне, когда на первых же спектаклях я чувствовала, что зрители знали ее народный характер, пережили вместе со мной нелегкую женскую судьбу. Это самая высокая награда для артиста.
Геннадий ХРАПУНКОВ, артист:
Предложение режиссера Феликса Бермана, приглашенного в наш театр из MOCKВЫ сыграть заглавную роль в «Ричарде III» В. Шекспира было для меня полнейшей неожиданностью. До этого моими героями были смешные маленькие человечки, которых я всегда жалел и люби. И вдруг образ дьявола в человеческой плоти, одна из самых сложных ролей в мировом репертуаре. Начались репетиции. И какие репетиции! Сколько пота, сил, нервов было отдано этому образу. Оно так и должно быть: Шекспир — самый строгий судья актёра. В этом спектакле все ненастоящее: короны и мечи деревянные, одежды королей и лордов сшиты из грубого холста, трон — простая корзина. Театр — игра, и мы играем в королей и шутов, чтобы напомнить людям о том, как опасны эти игры, поэтому слёзы актера — настоящие.
Юрий ТЕРЯЕВ, артист:
Я — Джо Ферроне. На мне черный кожаный костюм, рядом мой приятель. Я вооружен. Сейчас ночь. Этой ночью в Нью-Йорке хозяин — я. «Этой ночью в Нью-Йорке» - спектакль, созданный по КИНОсценарию Н. Баэра «Случай в метро». В то, что происходит на сцене, трудно поверить, но фильм был создан на документальной основе, и в этом сюжете — трагедия Америки, трагедия всего буржуазного общества, в котором человек обречен быть одиночкой, где каждый борется только за себя, даже когда рядом другие люди. С виду эти люди благопристойны, вежливы и добры, но вот им навстречу выхожу я — Джо Ферроне...
Я очень люблю играть в спектаклях для малышей — Кота в «Двух кленах» или незадачливого воришку в «Карлсоне». Дети — самый лучший в мире зритель. От детской доброты и непосредственности сам становишься добрее, мягче, и кажется, что все воришки на свете обязательно незадачливые, и мамы отшлепают их за плохое поведение. Но настает время вечернего спектакля, зал наполняют старшеклассники, студенты, рабочая молодежь, и я надеваю черный кожаный костюм. Предстоит серьезный разговор…
Юрий ЮРЧЕНКО, артист:
Я люблю наш театр, но сначала я его полюбил как зритель. Здесь я работаю всего сезон, но чувствую себя хабаровчанином и представителем именно этого театра, непохожего на все другие. Это я говорю с полной убежденностью. Вечером, выходя на сцену, очень волнуюсь. Будь то массовка, где я не говорю ни слова, будь то роль Учёного в «Тени» Шварца или роль Валета в «Однажды субботним вечером» Яковлева. Хотя Валет – роль особая. Мы, актёры, называем такие роли, «зеркальными». Это значит, что твой герой или похожие на него старшеклассники сидят перед тобой в зале и придирчиво смотрят: похож я на них или нет. Если нет — отвернутся от сцены, не поверят. В каждом классе есть свой Шурка по прозвищу Шериф или лохматый Валет, который на самом деле просто Ваня, и есть девочка, которую любят сразу несколько мальчишек, и есть у этих мальчишек родители, которые иногда забывают, что их детям уже шестнадцать. Вот про все про это... Да что там рассказывать! Кто не был у нас, приходите, познакомимся.
А про ваш город хочется сказать словами Ученого из «Тени»: «А мне нравится в этом городе».