Газета «Хабаровские вести», 04.11.1997 г. "Интервью с Анной Шавгаровой"
«Если искусство — это зеркало, то отражает оно не жизнь, а того, кто в него смотрится», — подметил О. Уйальд. Когда из темноты зрительного зала мы смотрим в освещенное зеркало сцены, то незаметно для себя на новом эмоциональном уровне начинаем ощущать окружающий мир, себя в нем, чувствуем и понимаем иначе, чем раньше. Кто-то узнает в героях спектакля себя, кому-то не хочется в этом признаться. Но вряд ли кто задумывается, что артисты на сцене и зрители в зале—творцы. Им важно лишь не разойтись во мнениях, не нарушить гармонии, не разрушить созданного художниками целостного и особенного мира, когда каждое слово звучит, как объяснение в любви на уровне самого языка любви. Так что же отражает зеркало сцены?
Разобраться в сегодняшнем театральном процессе нам поможет театровед Анна Шавгарова, критик. Ее мнению я доверяю и взгляды во многом разделяю.
— Театры Хабаровска скоро пригласят зрителей на открытие очередного сезона. Каким был прошедший?
— Театров у нас много, что само по себе хорошо, они — на любой вкус. Но беда в том, что во многих из них нет не только главных специалистов, но и людей, которые бы отвечали за то, что сегодня выносится на суд зрителя. Счастливое исключение составляет лишь театр «Триада», где его режиссер В. Гогольков создал по-настоящему живой театр и прекрасно совмещает творческую иорганизационную работу. И хотя не все спектакли равнозначны в художественном исполнении, но все они интересны неиссякаемой режиссерской и актерской фантазией.
Традиционно лицом театральной культуры города считается театр драмы. В нем есть директор и художественный руководитель, но нет режиссеров. Они приглашаются на постановки. Если взглянуть на афишу театра, сразу становится ясно, что никакой репертуарной политики нет, а режиссеры, которые приглашаются, часто не знакомы с труппой и с традициями самого театра. За прошлый сезон выпущено девять спектаклей, и в них, увы, очень заметно падение актерского мастерства.
— И даже режиссерская работа не спасает?
— Приезд режиссера А. Найденова обрадовал всех. Он здесь работал, знает, какой спектакль нужен городу, в какой театральной традиции воспитан зритель. Найденов берет к постановке пьесу А. Островского «Лес», называя спектакль «Конец трагика». Два странствующих актера, Счастливцев и Несчастливцев, становятся главными героями и не случайно попадают в дом тетушки одного из них. Режиссерская трактовка становится понятной в конце, когда Трагик стреляет в тетушку, а падают все. Это не просто выстрел, это яркий театральный прием. Найденов — хороший театральный режиссер, он умело выстраивает мизансцену, выделяя в ней главное. Но актеры не делают и десятой доли того, что предлагает режиссер. Такое ощущение, что мастерство утеряно, остались привычные штампы.
— Но большинство актеров считают штампы накопленным опытом, а не профессиональным бессилием.
— Да, штамп — это не внутренняя пустота, а наработанные приемы. Но любой приём должен быть творчески переработан. В спектакле «Конец трагика» занят мой любимый актер Ю. Ичетовкин, который всегда жизнеподобен, реален. Но даже он в этом спектакле не идет дальше своих «штучек».
— Актеров трудно обвинять во всех грехах. Они вправе рассчитывать на то, что руководство позаботится об их творческом росте, а режиссер просто обязан не только уберечь их от штампов, но и обратить их в свою веру.
— Стоит только взглянуть на афишу и становится ясно, что пьесы взяты случайно и не предполагают творческого роста. К примеру, «Восемь любящих женщин» Р. Тома. Пьеса построена так, что объединяет восемь разноплановых ярких характеров, и в любом театре найдется актриса на ту или иную роль. Спектакль неплохо сделан с точки зрения театральности, но он не может быть лицом театра. В спектаклях «Чума на оба ваших дома» Г. Горина и «Полонез Огинского» Н. Коляды в постановке А. Мещерякова виден труд режиссера, его желание посвятить труппу в свою веру, но ему не удалось преодолеть актерскую леность. В «Чуме на оба ваших дома», где много танцевальных сцен, это особенно чувствуется. А ведь актер обязан быть пластичным, уметь двигаться. Даже в маленькой роли итальянского горожанина можно создать яркий характер. Видна попытка режиссера сделать спектакль на столкновении стихий Карнавала и Смерти. Но стихии Карнавала из-за вялости игры актеров просто нет, а значит, нет и столкновения. Актерское мастерство утеряно, такое ощущение, будто в театре и не было традиции.
— А как дела в других театрах?
— Достаточно благополучно, на мой взгляд, — в театре музыкальной комедии. Художественный руководитель театра Ю. Тихонов не просто ставит свое имя на афише, он отвечает за все, что в его театре происходит. Там чувствуется жизнь и хорошая творческая атмосфера. Столько замечательной молодежи, которая не ждет своей очереди, а работает. И если театр приглашает режиссера на постановку, то известного. Ю. Гриншпун, с которым театр сотрудничает уже несколько сезонов, не просто режиссер с именем, он знает творческие возможности труппы театра, зрителя. Можно соглашаться или нет с таким вольным прочтением классики, с его трактовками пьес, но он режиссер с большой буквы.
В театре юного зрителя несколько лет не было главного режиссера, и руководство административной и творческой работой взял на себя директор театра А. Сосида. Надо отдать должное факту появления двух международных постановок. Всегда оказывается благоприятным союз театра с Гогольковым. И именно в эти годы под крышей ТЮЗа разместился детский театр-студия под руководством режиссера Т. Фальковой, а его спектакль «Праздник непослушания» был отмечен жюри фестиваля «Звезды дальневосточной сцены».
Увы, я не видела спектакли Свободного театра, меня просто не приглашали, а о театре антрепризы «Глобус» еще говорить рано, но их первый спектакль «Монксуэлл Мэнор» нельзя считать большой удачей.
— В наших откровениях предстала не очень радужная картина. Не испугает ли это зрителя?
— О зрителе должны думать театры. Ведь сумел вырастить, воспитать, создать своего зрителя Гогольков. И зрители откровенно любят «Триаду». Традиционно любимы зрителями театр музыкальной комедии и театр юного зрителя. Скоро откроется театр кукол, и у него, надеюсь, будет свой зритель. А театру драмы придется завоевывать зрителя, чтобы не было печальной картины, когда на премьеру в этот театр идут коллективно выведенные учащиеся ПТУ или стройные колонны солдат.
— Каждый театр старается выжить, все вправе рассчитывать на помощь и заботу комитета по культуре и искусству и Союза театральных деятелей. И еще нам хочется, чтобы нас просто любили.
— Любовь — понятие эфемерное... А в реальной жизни множество проблем: нет денег, специалистов. Ежегодная театральная конференция — не только подведение итогов, это разговор о жизни театров, их нуждах и нужности городу. Мы говорим о падении режиссерского мастерства и как следствие — актерского уровня, но пригласить профессионалов ни один театр не может, нет жилья. А это уже проблема города. И решать ее нужно мэрии, если она думает о престиже города и горожанине, у которого кроме всех прочих есть потребность в настоящем театре.
Наталья АНГАРСКАЯ, заведующая литературной частью Хабаровского ТЮЗа.