Газета «Хабаровские вести», 05.06.1998 г. "Подготовка нового 55-го сезона"
Все мы родом из детства. Поэтому очень важно, какой мир открывается перед детским взором и кто окружает ребенка, когда он делает свои первые шаги, какие книжки ему читают и какие сказки рассказывают.
С главным режиссером ТЮЗа Виктором Сорвиным я встретилась в тот день, когда труппа приступила к подготовке нового 55-го, сезона. Виктор Викторович сказал, что идея спектакля-оперы по замечательной сказке Петра Ершова «Конек-горбунок» зародилась в недрах театра: музыку пишет Дмитрий Голланд, либретто Татьяны Горбуновой, а оформляет спектакль Владимир Колтунов. Что осуществлять постановку, в которой занята вся труппа, будет Виктор Сорвин, я думаю, говорить излишне. Но проект рок - оперы — это дело будущего, а наш разговор касался в основном прошедшего сезона.
Ни для кого не секрет, что в театрах сейчас нет денег, это проблема номер один, но, сказал Виктор Викторович, они научились жить с проблемами. Каким образом? Путем экономии средств. Новые спектакли стараются оформлять из «подбора», т. е. использовать декорации и костюмы списанных спектаклей. Кроме того, выпускается меньше спектаклей, восстанавливаются старые. Например, в этом сезоне восстановили спектакль по книге Марка Твена «Приключения Тома Сойера», в который достойно влились студенты актерского курса института искусств и культуры. А из новых названий была выпущена традиционно к новому году сказка «Капризка» по повести В. Воробьева, закончена и показана история по пьесе М. Бартенева «Про Иванушку - дурачка» и совсем недавно состоялась премьера спектакля «Внимание! Полтергейст». Это история в жанре комедии абсурда о том, как в доме появляется не просто полтергейст, а полтергейст влюбленный. Хотите узнать, что из этого вышло? Приходите на спектакль. Виктор Викторович говорит, что мы все вульгарные материалисты, испорчены средой и временем, не верим ни в бога, ни в черта, а между тем они существуют, и глупо это отрицать. Мы мечемся между верой и безверием, а путь, по которому надо двигаться, существует уже две тысячи лет — это Бог. И несоблюдение таких простых, на первый взгляд, заповедей — не укради, не предай — ведет к катастрофе.
Хорошо, что театр задумывается над этими вопросами и пытается приобщить к ним своих зрителей. Ведь искусство, кроме эстетической, несет в себе функцию воспитательную. Виктор Викторович Сорвин рассказывает, что часто можно наблюдать в зрительном зале, как во время спектакля дети забывают о ролях, навязанных им классом, и становятся соучастниками театрального действия. То есть происходит эмоциональный контакт создателей спектакля со зрителем. Количество таких контактов, наверное, и определяет ценность того или иного произведения. Вообще тюзовский зритель хотя и трудный, но благодарный — открытый, доверчивый, и от самого театра во многом зависит, каким он придет к ним завтра и как впоследствии будет смотреть спектакль, поставленный для взрослой аудитории.
Не секрет, что сейчас зрители, приходящие на вечерние спектакли, оставляют желать лучшего. В этом есть вина и самого ТЮЗа, который в свое время закрыл двери перед взрослым зрителем. Первоочередная задача театра: доказать, что ТЮЗ — театр для тех, кому от 7 до 70. На малой сцене уже не один сезон идут спектакли, поставленные Вадимом Гогольковым: «Вдова полковника, или Врачи ничего не знают» и «Спокойной ночи, мама». В прошлом сезоне Сорвин выпустил спектакль с необычным названием «Конечное путешествие в приятной компании в сопровождении козлиного голоса», недавно состоялась премьера «Полтергейста». Мне кажется, что на всех этих спектаклях зрители разных возрастов и социальной принадлежности могут найти что-то свое. Надо только не забывать, что детство не кончается вместе с нами, оно продолжается в наших детях и внуках, и от нас с вами зависит, каким вырастет и будет последующее поколение.
А куда летит «Веселая карета», выпущенная заслуженным артистом России Эдуардом Мосиным в краевом театре драмы? В ней сидят симпатичные зверята: Кот и Кошка, Попугай, Чижик, Обезьянка, Собака. Они везут в страну Голубых Озер эликсир здоровья, за которым охотится всякая нечисть вроде Гадкого Волшебника с Водяным и Лешим. Охотятся по своей природной склонности. Делать мелкие и крупные пакости да по привычке. «Ну, плохой я человек! » — в отчаянии от самого себя восклицает в зрительный зал Гадкий Волшебник (Евгений Монолатий). Действительно, что уж тут поделаешь! Автор пьесы «Веселая карета» Валерий Зимин хорошо знает законы сцены и строит сюжет, основываясь на этих законах: четко разграниченное добро и зло и короткая, но захватывающая борьба между ними, в результате которой побеждает добро. При этом всех, кого еще можно наставить на путь истинный, перевоспитывают. Ну а тех, кто перевоспитанию не поддается, изгоняют или превращают в неодушевленный предмет. Незадолго до премьеры я попала на репетицию спектакля «Веселая карета». На сцене и в зале царила непринужденная домашняя обстановка, режиссер Эдуард Сергеевич Мосин убеждал актеров «не шляться по сцене, а делом заниматься», и сам то и дело бросался показывать, как надо играть. Репетировали ночную сцену Кота Мяши и Киски Милы (замечательная работа Елены Блинниковой). Представляете, Кот и Кошка посреди ночи, звезд и луны! Они поют! танцуют, мурлычут. Одним словом, они влюблены... Фантазия режиссера Мосина работала в бешеном темпе, он сочинял на ходу, менял сцену, громче всех хохотал и ужасно хвастался. Молодые актеры по сравнению с ним казались усталыми от жизни циниками. Однако работали с настроением, в хорошем ритме, словно утомившись от всяческих передряг последних лет, вспомнили свое прямое назначение и с удовольствием пели, играли и танцевали. Через несколько дней на премьере я увидела спектакль со всеми атрибутами — со светом, декорациями и забавными костюмами (художник Нина Акишина). А те «переходы», которые так долго репетировали, проходили почти незаметно для зрителей — легко и весело. Удачной тебе дороги, «Веселая карета»!
А мы остановимся возле театра кукол, войдем в зеркальные двери и попадем в гости к Слоненку, который в эти дни вместе с городом празднует свое рождение. Собственно, и сам театр кукол, где родился спектакль про Слоненка, тоже совсем молодой, он возник в нашем городе перед новым годом. Актерам труппы, не имеющим опыта и мастерства, приходится преодолевать трудности в овладении профессией вместе со своим героем — уморительным Слоненком, который «пошел учиться». Режиссер Александр Мещеряков придумал спектакль, состоящий из двух историй про Слоненка — на стихи Давида Самойлова, написанные поэтом, как утверждают очевидцы, на кухне у замечательной актрисы и певицы Елены Камбуровой. Может, поэтому они так симпатичны и трогательны, эти истории? А спектакль подкупает тем, что режиссер и актеры сумели избежать заигрывания и сюсюканья, которые зачастую присутствуют в представлениях для детей, и разговаривают со своим зрителем на языке добром и умном, понятным как большим, так и маленьким. Где еще можно увидеть большую Слониху, разгуливающую в фойе театра и катающую на себе всех желающих? Счастью малышей нет предела. А потом раздвинулся занавес, и в луче света под звуки вальса закружилась, завертелась в восторге золотая труба. Удивительные куклы художника театра Натальи Павлишиной и легкое, почти ажурное оформление на фоне черного кабинета, возникающее из ничего, помогают в создании атмосферы праздника — шутка сказать, рождение Слоненка. Светлый и радостный мир, живущий в душе тех, кто создавал спектакль, наполняет тебя волнением и восторгом. И кажется, что детство никуда не ушло, вот оно, незримо присутствует рядом, и из малышей, пришедших в театр, вырастут только добрые и наивные Слонята и Утята и Верблюжата, а уж никак не Гадкие Волшебники. Впрочем, это зависит от взрослых, сумеют ли они настроить струны детских сердец на нужную ноту. Дай бог нам всем долгого детства!
Успеем еще повзрослеть.
Ксения ВОСКРЕСЕНСКАЯ