Газета «Приамурские ведомости», 16.01.1996 г. "Актриса Любовь Теряева"
«Знайте, театр начинается не в тот момент, когда вы сели гримироваться или ждете своего выхода на сцену. Театр начинается с той минуты, когда, проснувшись утром, вы спросите себя, что вам надо сделать за день, чтобы с чистой совестью прийти в театр на репетицию, а затем на спектакль», — сказал когда-то Константин Станиславский. Мне кажется, именно так относилась всегда к театру Любовь Теряева. Много лет выходит она на подмостки Хабаровского ТЮЗа.
А сегодня Любовь Васильевна празднует свое семидесятилетие. И одновременно с этим еще одну прекрасную дату — 45 лет служения театру, служения «по Станиславскому» — с чистой совестью. Накануне юбилея мы попросили ее рассказать «о времени и о себе».
Любовь Теряева:
— Мне кажется, что, когда я родилась, искусство уже было во мне. Сколько себя помню, я всегда пела — в детском саду, в школе… В воспоминаниях детства отчетливо вижу себя на сцене и слышу, как звонко пою песню «Орленок».
А родилась я в рабочей семье в Петербурге. Всю жизнь прожила в Хабаровске, а детство и юность прошли во Владивостоке. Когда начались воина, я ушла из школы в ФЗО, стала фрезеровщицей и работала на «Дальзаводе», где мы делали детали для автоматов. гранат и подводных лодок. А по вечерам — занятия в художественной самодеятельности. Я пела, танцевала, играла в спектаклях. Уже тогда твердо решила, что стану актрисой, и поступила в студию при Владивостокском театре драмы.
Потом закончилась война. Я навсегда запомнила этот Прекрасный день — 9 Мая. Еще и потому, что именно в этот день я познакомилась со своим будущим мужем, Петром Теряевым. Мы прожили вместе счастливую жизнь. Как и все актерские семьи, кочевали из города в город. Мне кажется, на карте страны нет такого места, где бы нам не довелось побывать. Но это нас не тяготило.
Петр Яковлевич был прекрасным семьянином и замечательным партнером на сцене. Мы вместе готовили роли, а после спектакля подолгу разбирали дома все творческие удачи и неудачи. Он очень любил жизнь, театр, актерскую молодежь, умел вовремя подбодрить или похвалить, а сам же очень стеснялся, когда говорили о его удачах или упоминали, что он заслуженный артист России.
В общем, своим становлением я во многом обязана мужу. Ведь я начинала артисткой балета в Иркутском театре оперетты. Тогда режиссёр А. Орлов сказал, что из меня получится драматическая актриса. И Петр Яковлевич помог мне стать ею.
С тех пор прошло 45 лет. Я сыграла 210 ролей. Были среди них зайчики и лисички. Лошадки и олени, даже гусеницы. И, конечно, роли мальчишек, девчонок. Мальчишек я особенно любила играть, ведь они такие непредсказуемые и очень озорные. Конечно, были роли и классического репертуара, я играла в пьесах Чехова, Гоголя, Пушкина, Горького, Шекспира…
Актеры — обыкновенные люди. И они сначала взрослеют, а потом, увы, стареют. К счастью, у меня никогда не было трудного возрастного перехода. Утром я играла мальчишку Блома в сказке «Пеппи — Длинный Чvлoк», а вечером — герцогиню Йоркскую в трагедии Шекспира «Ричард III». Я и сейчас могу сыграть Аманду из «Стеклянного зверинца» Т. Уильямса, хотя со времени того спектакля прошло 20 лет. Но, наверное, такова актерская память. Мне не хочется выделить какие то свои роли. Ведь у актера нет нелюбимых ролей, есть роли несыгранные. Я, например, всегда мечтала сыграть Ларису в «Бесприданнице», но теперь это так и осталось мечтой.
Актерское ремесло всегда полно неожиданностей. На формирование актёра все влияет — встречи с режиссером, пьеса, партнеры... А для меня самое, главное в работе — атмосфера, когда чувствуешь, что все на одной волне. Я испытала это прекрасное чувство здесь, в нашем театре, работая с режиссером Л. Никитиным. До сих пор многие хабаровские зрители помнят его спектакли «Ревизор», «Дама - невидимка» и другие. На его репетициях складывался ансамбль, настоящий творческий союз единомышленников. Он оставлял за нами свободу актерского выбора, свободу постоянного поиска. А это непременное условие для того, чтобы получать удовольствие от работы, и обязательное — для творческого роста.
Мне довелось работать со многими режиссёрами, но только с Никитиным я по-настоящему понимала, как рождаются роли и спектакли. И он любил нашу труппу, умел создать атмосферу полного доверия. А сейчас режиссеры не всегда понимают, что актерская семья —- это самое главное. Странно, но многие театры годами обходятся без главного режиссера, который призван строить политику театра и заботиться о творческом росте каждого. Наверное, поэтому сейчас исчезает понятие театральной семьи и театральной атмосферы.
Я счастлива, что моя актерская жизнь продолжается, причем не только в театре. Я очень люблю стихи Пушкина, Есенина, Ахматовой, с удовольствием читаю их, с удовольствием встречаюсь со зрителями вне театра. Но чем дальше продвигаешься, тем труднее кажется путь, ведь с годами становишься все более требовательной к себе.
А оглядываясь назад, вспоминаю замечательных людей, когда-то поверивших в меня. Их было много. Они помогли мне осуществить мою детскую мечту — стать актрисой. Я всегда любила и люблю своего «тюзовского» зрителя, которому не соврешь, ведь дети сразу почувствуют фальшь и от-вернутся. И еще очень счастлива тем, что от имени театра могла доставлять минуты радости одним, заставлять негодовать других и о чем-то задуматься третьих...
Вот с таким настроением встречает Любовь Васильевна свой юбилей. Как много в нем актерской, жизненной мудрости и гармонии. Именно из этой гармонии рождается то обаяние, которым привлекает к себе актриса па сцене и в жизни.
Наталья АНГАРСКАЯ, заведующая литературной частью ТЮЗа