Газета «Приамурские ведомости», 19.06.1996 г. "Актриса Татьяна Гоголькова"
Среди множества профессий едва ли не самой загадочной является та, что называется коротко - артист. Кажется, мы знаем все об артистах Москвы и Санкт-Петербурга, потому что видим их на экранах. А на сцены периферийных театров каждый вечер выходят актеры и по-настоящему плачут и смеются. Они живут с нами в одном городе в такое же нелегкое время, но, выходя на подмостки, забывают о своих проблемах и дарят радость каждому из нас. Они удивительные люди, и очень хочется, чтобы о них знали, встречая на улице, улыбались. Все они дарили нам уж если не минуты счастья, то хорошее настроение всегда. Когда на сцену ТЮЗа в большой или маленькой, сказочной или серьезной роли выходит заслуженная артистка России Татьяна Гоголькова, она дарит простое и редкостное удовольствие - удовольствие жить. Жизнь и театр стали для нее одним целым, просто театр - место предельного накала, где жизнь сотворяется заново, а каждый спектакль - это полная самоотдача, это еще один шаг в поисках вечно ускользающей человеческой души.
- Татьяна, ты знала, что будешь актрисой?
- Каждый человек хоть раз в жизни стоит перед очень серьезным выбором - выбором профессии. И время накладывает отпечаток на сами профессии, разделяя их на престижные, необычные или обыкновенные. Сейчас престижно заниматься тем, что связано с экономикой и бизнесом. А в пору моего детства девчонки мечтали быть учителями и врачами. Я же боялась крови и быть врачом не помышляла, впрочем, как и учительницей. Наверное, мне не повезло: кроме учителя литературы, не встретились умные и добрые учителя. А в моей душе всегда рождались образы необыкновенной красоты - как обещание счастья. Видимо, поэтому сначала я мечтала стать балериной. Потом я посмотрела фильм с М. Ладыниной и решила стать дояркой. Нет, я не собиралась доить коров, ибо запомнила доярок, которые только и делают, что гуляют по полю, собирают васильки и бесконечно влюбляются. Это было так красиво и романтично! И мне хотелось, чтобы мир, в котором я живу, был необычайно красивым и гармоничным. А в отцовских переводах, в переездах из гарнизона в гарнизон было мало гармонии, было много усталости. Может быть, мне самой не хватало праздника и поэтому я устраивала праздники для других. Я умела организовать детей, вместе мы готовили концерты для наших родителей. Конечно, им это было очень приятно. Но больше всего мне нравилось, когда люди смеялись. И я сочиняла истории про Ваньку – дурачка, которые сама и разыгрывала. Я была счастлива от того, что взрослым и детям весело, а самое главное - они все смотрели на меня и дружно аплодировали.
- И именно тогда ты решила стать актрисой?
- Вряд ли я тогда осознавала, что вся моя взрослая жизнь будет проходить на сцене, а люди будут не только смеяться, но и плакать над судьбами моих героинь. Тогда я об этом всерьез не думала. Окончив восемь классов и явно устав от школы или от частой смены школ, я поступила в Уссурийское культуросветучилище.
Прочитала объявление в газете, подумала, что это может быть интересным: работать в клубе, руководить театральным кружком. Наверное, у каждого человека есть своя задача. Или свой час пик. Так я определяю для себя очень важные моменты жизни. Тогда был час пик для училища. Там были прекрасные педагоги, как, например, руководитель моего курса А. Е. Ребник, который был тогда главным режиссером Уссурийского театра драмы. Мне все давалось легко, училась весело, но, заканчивая училище, я уже точно знала: в клубе работать не хочу, а что делать дальше - не знаю. И все ждала чего-то особенного, уверенная в том, что должно что-то произойти. И произошло.
На выпускные экзамены, на наш дипломный спектакль «Город без любви», приехала главный режиссер Приморского театра кукол Ю. А. Григорьева. И пригласила меня в свой театр. Я была так счастлива, что, не успев ничего обдумать, сразу согласилась. Когда-то я сама пыталась делать кукол, потом меня, ученицу первого класса, очаровал и покорил кукольный спектакль. А теперь мне самой предложили творить чудеса за волшебной ширмой, отделяющей реальный мир от сказочного. Ширма и впрямь оказалась волшебной, а мое крещение было необычным. Классическая высота ширмы 1 м 75 см, а актерам небольшого роста выдают специальные ботинки на огромной подошве - катурны. А при отсутствии опыта, когда еще свободно не можешь работать сразу двумя руками, меняя не только голоса, но и перчаточные куклы, напряжение во всем теле невообразимое. И во время спектакля я просто упала на ширму, ширма на пол, разрушив все волшебство. Такого еще не было! Со временем исчезли страх и зажатость, приходил опыт, а с ним необыкновенная радость не столько от того, что ты чувствуешь зал, сколько от того, что ты сливаешься с куклой и ощущаешь ее как свое продолжение.
Во мне крепла уверенность, что я нашла свое место в жизни. Правда, для себя я решила, что мне надо учиться дальше. В это время в Хабаровске открылся институт культуры, где собралось созвездие педагогов, а среди них А. Д. Никитин и В. П. Демин. И я поступила на отделение театральной режиссуры. До сих пор с благодарностью вспоминаю В. П. Демина, который учил нас не только думать и постигать азы науки, он учил нас жить, или, вернее, творчески и с юмором относиться к жизни. Во многом под его влиянием после окончания института я поехала в Комсомольск, где в Доме молодежи открывался кукольный театр. Им я и руководила. Это было прекрасное время! Мы пробовали разную систему кукол, подбирали репертуар не только для детей, но и для взрослых. Это было мое детище, но мне пришлось с ним расстаться. К тому времени я уже вышла замуж, а моего мужа пригласили преподавателем все в тот же институт культуры.
- И ты решила сменить театр кукол на театр юного зрителя?
- Не сразу. Тогда на хабаровском театральном небосклоне появилась звезда - режиссер С. В. Таюшев, настал час пик для ТЮЗа. Спокойно, но уверенно театр избавился от того, что называлось «тюзятиной», все стало приобретать какой-то новый смысл. Вот тогда я просто заболела театром. И поняла, что хочу быть актрисой именно этого театра, слушать Таюшева, учиться у него и постигать профессию. Я помню свою первую встречу с ним, первую репетицию роли Юлии Джули в спектакле «Тень». Потеряв дар речи от счастья, что я на сцене, о которой мечтала, все делала смело, быстро, но все не так. И мы оба понимали это. Конечно, я переживала, мне самой было неловко и не хотелось огорчать его. Наверное, я утешала себя тем, что это только начало моего пути в очень счастливое для театра, а значит, и для меня время.
Таюшев был главным режиссером от Бога. С ним слово «театр» имело смысл. Была эстетика театра, его, таюшевская, и особый доверительный тон в диалоге театра со зрителем, особое отношение в коллективе, как бывает в большой и дружной семье, где все в ответе друг за друга. Тогда ТЮЗ называли очень просто - театр Таюшева. С тех пор театр не ассоциировался с именем какого-либо режиссера. В Таюшева я была влюблена как в личность, хотя как с режиссером мне с ним было трудно работать. То ли от того, что у меня еще не было опыта, то ли у нас был разный темперамент... Я понимала, что его режиссура, с виду неброская, очень тонко организована, а у меня, молодой актрисы, видимо, были другие выразительные средства. В чем-то мы не сходились. Мне ближе другая режиссура, более яркая, праздничная, как фейерверк. Я ощутила себя настоящей актрисой в роли графини в спектакле «РВС» режиссера Ф. С. Бермана и в роли леди Анны в спектакле «Ричард III». Я просто купалась в роли Ненси в спектакле «Оливер», который ставил Е. С. Звеняцкий. А самый понятный и близкий для меня режиссер - это В. С. Гогольков, я его чувствую всем нутром, биологически, что ли. Мне легко в спектакле «Вдова полковника», потому что я знаю, что я де-лаю...
Я считаю себя разноплановой актрисой, у меня нет четкого амплуа, может, это и хорошо. Но, кажется, я девочек не играла. Я пришла в театр не в юношеском возрасте и, видимо, у меня не было возможности девочек этих растиражировать и на этом заштамповаться. Мне по душе настоящая драматургия и сильные характеры, или необычные.
- Татьяна, сколько помню, ты много играла в спектаклях для взрослых, и много в сказках.
- Да, я не была обижена ролями. Я много играла в русской классике и зарубежной, в современной драматургии. А сказки - это моя особая любовь, но не потому, что можно дурачиться, а потому что там можно бесконечно фантазировать. Сказка в ТЮЗе - вещь особая. И зритель у нас тоже непростой, но он свой, родной. С другой стороны, зритель везде одинаковый, а спектакль зависит от режиссера и актеров. В этом мы все убедились на гастролях в Японии, где прошлым летом мы играли наш спектакль «Бунна». Другая страна, другой язык и культура, но режиссер Судзуки выстроил спектакль так, что он понятен абсолютно всем.
- Актеры редко делятся своими творческими планами, тем не менее прошу рассказать.
- О прошлом говорить легче. Я, например, никогда не хотела играть Джульетту, и не играла. А хотела играть Кормилицу и сыграла. Я очень хотела сыграть Пеппи ДлинныйЧулок. Но уже не сыграю никогда. В актерской жизни многое зависит от случая, многое проходит мимо. Я очень хочу сыграть Мэри Поппинс и могу, и, главное, еще не поздно! Хочу сыграть Раневскую, Аркадину и леди Макбет. Но сыграю ли? Я очень тяжело переживаю отсутствие в нашем театре главного режиссера. Я, как и другие актеры, не вижу своей перспективы. Это мой родной театр, но мне в нем стало трудно. Он стал каким-то другим, и я от этого очень страдаю. Куда-то исчезает то, что называется театральной атмосферой. Театр есть, но внутри него все какое-то нетеатральное. И есть только сцена - единственное, что меня лечит. Только там я могу сказать обо всем, что волнует, о чем думаю.
- Ты счастлива?
- На такой простой вопрос всегда сложно отвечать. Если неудача в театре, то мне кажется, что рушится весь мир. Но я счастлива, когда хорошо прошел спектакль, когда репетирую в замечательной пьесе и с интересным режиссером. Я счастлива, когда не болеют родители, не огорчает дочь, когда радуюсь успехам мужа. А еще я счастлива, что меня окружают добрые и умные люди, мои коллеги и партнеры, и когда зал полон и светится от улыбок зрителей, которых я очень люблю.
Беседовала Н. АНГАРСКАЯ, заведующая литературной частью Хабаровского ТЮЗа.