Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Независимая оценка качества
Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке ниже

https://bus.gov.ru/qrcode/rate/299534?agencyId=107489

Наш канал в телеграм

https://t.me/tuz_xa

Газета «Приамурские ведомости», 24.05.1997 г. "Актёр Николай Николаевич Куделькин"

Артист Хабаровского краевого театра юного зрителя Николай Николаевич Куделькин празднует юбилей. В день своего 70-летия он отмечает еще две даты: пятьдесят лет служения театру, двадцать пять из которых он отдал нашему ТЮЗу.
Жизнь периферийных артистов лишена помпезности, хотя и в их жизни, и на сцене есть яркие краски и праздничность. Они сотканы из талантливой драматургии, умной режиссуры и чуткого зрителя. Артисты счастливы от бесконечной работы и несчастны от вынужденного простоя. Они загадочны в своей детскости и наивной вере в меняющиеся предлагаемые обстоятельства. Каждый из них — творец, который даже не замечает, что совершает «ежедневный чернорабочий подвиг». А мы, занятые суматохой дел, редко благодарим их за тот душевный праздник, который они щедро устраивают для нас изо дня в день. Актеры старшего поколения вовсе не избалованы: за честный труд их награждали лишь почетными грамотами, которые они хранят вместе с немногочисленными рецензиями и множеством фотографий. Сегодня, Николай Николаевич, мы признаемся вам в любви и искренне желаем еще долго царствовать на сцене, которая стала для вас тем лобным местом, где только и живет душа.
—    Николай Николаевич, вы прожили большую творческую жизнь и с позиций опыта имеете право делать не только выводы, но и наставления.
—    Я всегда был человеком скромным и никогда не делал никаких наставлений. А выводы? Скорее, это не вывод, а убеждение: артистом надо родиться. Не сразу, но понимаешь, что театр — это сложный организм. Он так хитро устроен, что пришедших случайно быстро распознает, промалывает и просто выбрасывает за ненужностью. Сцена не прощает халтурного к себе отношения, и в театре остаются только преданные и любящие его по-настоящему.
—    Значит, вы, едва научившись говорить, уже знали, что будете артистом?
—    Не в младенчестве, конечно, но достаточно рано. Я учился в интернате, в Горьком, и учеником четвертого класса пришел в драмкружок. Это были мои первые университеты в постижении театрального дела. Я был счастлив. Ну а когда началась Великая Отечественная война, я поступил в ремесленное училище при нефтеперерабатывающем заводе. Я быстро все освоил и даже полюбил профессию электрослесаря. Мой мастер А. А. Наумов не только научил меня работать, он привил мне любовь к труду. Через год я уже делал самостоятельные работы и очень этим гордился. На мое счастье, при этом заводе организовали драматический кружок, и после работы я и мои товарищи, уставшие и, голодные, бежали туда. Не только я был одержим театром. Сейчас трудно представить, откуда силы брались. Стоя у станка, мы знали, что наш труд нужен стране и армии, а выходя на сцену, знали, что нужны сидящим в зале, мы помогали друг другу не озлобиться и оставаться людьми.
—    И какие же пьесы брали для постановки?
—    Очень интересные. Например, военный водевиль Суходольского «Веселый разговор», «Жорж Данден, или Одураченный муж» Мольера, «Предложение» Чехова. Конечно, декорации и костюмы — из подручных средств. Но не это главное. Так было легче не думать о войне. К тому же мы ездили по госпиталям, к зенитчицам, которые охраняли наш завод. Нас принимали везде как родных. Я тогда уже уверенно чувствовал себя на сцене и понял, что это не просто увлечение.
Как раз прошел смотр художественной самодеятельности «Трудовые резервы», меня заметили, и один из членов комиссии посоветовал поступить в студию при театре драмы города Горького. Я сдал экзамены и стал студийцем. У нас были великолепные мастера, и занимались мы по программе театрального училища. Днем мы занимались речью, актерским мастерством, пластикой, а вечером — спектакли. Нас непременно занимали в массовых сценах. Мой педагог Н. А. Левкоев считал это очень важным для постижения профессии и традиций театра. Совсем мальчишки, а уже на сцене рядом с корифеями, текста нет, но это не важно, ты в свите самого Ивана Грозного!
Я закончил студию в 1947 году и был зачислен в театр драмы. Жилья не было, и пока я раздумывал, где и на какие средства снять квартиру, меня пригласили в театр города Ардатова, что в Мордовии. Это был колхозно-совхозный театр, и, кажется теперь, что мы бесконечно ездили по колхозам. Я любил роль Леонида в «Воспитаннице» А. Островского и Козловского в «Русских людях» К. Симонова. Через год меня пригласили в республиканский театр Мордовии, в город Саранск. Все складывалось удачно, но по стране был брошен клич: «Все на целину!» И я поехал в Целинный театр Акмолинска, теперь Целиноград. Я считал, что это мой гражданский долг: внести свой вклад в освоение целинных земель. Ка¬кой замечательный там был репертуар: «Иркутская история», «Игра без правил», «История любви».
—    В вашей актерской судьбе, по слухам, была роль вождя?
- Нет, это не слухи. И хотя об этом сейчас вроде как говорить не пристало, но мне нечего стесняться. Я трижды играл роль Ленина. Это была определенная веха в моей полувековой актерской жизни. Первый раз я играл Ленина в спектакле «Кремлевские куранты» в Чистополе. Потом я встретился с этим образом в спектакле «Между ливнями» в Кызыле. А чуть позже меня пригласили на роль Ленина опять же в «Кремлевские куранты» в Иркутский театр драмы имени Охлопкова. Я знаю, что многие актеры моего поколения мечтали об этой роли. Мне тогда повезло. Гримом достигалось портретное сходство, пластики и речевых особенностей я добивался сам, и было немного боязно, но интересно почувствовать хотя бы на сценический отрезок времени себя тем человеком, который день и ночь «тысячами извилин ворочал».
—    Ваш послужной список из Иркутского театра драмы заслуживает уважения.
- Иркутск для меня — очень светлое событие в жизни. После работы в небольших городах я попал в очень театральный город с особой культурой, оставленной в наследство декабристами. Я был влюблен в его улицы, в его людей, в зеленовато-голубую Ангару, в понимающего и умного зрителя. И играл я там много. Разве можно забыть встречу с А. Вампиловым? Он иркутянин, замечательный драматург, однажды принес в театр свою новую пьесу «Старший сын». Мы прочитали, я так захотел играть Сарафанова, но, увы, в распределение не попал. И вот однажды потребовалась срочная замена. Вампилов знал меня и не возражал, и через пять репетиций я уже играл Сарафанова. Потом в его же пьесе «Прощание в июне» играл Золотуева. И бережно храню программки с добрыми пожеланиями драматурга.
—    Выходит, вам в жизни на хороших людей везло?
—    Везло, грех жаловаться. На учителей театральных, на партнеров, на режиссуру, на драматургов. Может, я поэтому и служу театру полвека. Никогда не боялся переезжать из театра в театр и доказывать свою необходимость, не боялся естественного актерского отбора.
—    И все же осели в Хабаровске и 25 лет выходите на сцену ТЮЗа.
—    Уж больно мне город понравился, когда я с Иркутским театром драмы приехал сюда на гастроли. Я влюбился в этот маленький уютный театр, не захотел уезжать, и С. П. Ефремов предложил мне остаться. И я об этом ни разу не пожалел. Это моя последняя любовь. Зрителя детского полюбил. Я выходил Карабасом - Барабасом и глазенки их видел, дыхание чувствовал. Как это не любить? А для тех, кто старше, я с удовольствием играл в «Вишневом саде», «Дяде Ване», «Драконе», «Доходном месте», «В поисках радости». Когда за сотню ролей перевалило, я перестал считать. Я всегда знаю: школьники и студенты, сидя в зале, и с моей помощью тоже делают открытия в своей душе. Ты отдаешь себя полностью, и они это понимают. За это понимание я благодарен своей профессии.
—    Что же самое главное для актера?
—    Преданность театру, любовь, которая не обходится без жертв. Семье не всегда уделяешь столько времени, сколько хотелось бы. Но мне и здесь повезло. Моя жена работала в театре помощником режиссера, всегда меня понимала и помогала мне своим участием. Я ведь плохо себя чувствую, если несколько дней на сцену не выхожу. А после спектакля я счастлив, я чувствую себя удовлетворенным, само бытие на сцене — это уже стимул. Я прожил большую и счастливую жизнь. Но без театра мне не жить. Это мой дом, моя семья, моя крепость, мой крест. Это моя душа.

 

Н.АНГАРСКАЯ, заведующая литературной частью ТЮЗа



Независимая оценка качества
Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке ниже

https://bus.gov.ru/qrcode/rate/299534?agencyId=107489

Наш канал в телеграм

https://t.me/tuz_xa