Газета «Хабаровские вести», 02.06.2000 г. "Актриса Елена Сафронова"
В жизни многих из нас бывают большие юбилеи и скромные даты. И даже самая скромная вмещает в себя переживания и радости, разочарования и обиды, удачи и неудачи. Но где тот критерий оценки, по которому можно было бы определить: двадцать лет служения театру, а значит, людям — это много или мало? Очень хорошо помню, как весной 1980 года приехала в наш театр молодая актриса — роскошные белокурые волосы, удивительно красивое лицо с живы¬ми глазами, в которых было все — надежда, радость, страх. Время бежит незаметно, и сегодня актриса Елена Сафронова отмечает уже двадцатилетие работы в Хабаровском театре юного зрителя.
— Елена, можешь ли ты сегодня сказать, что театр стал твоей судьбой?
— Судьбой стал для меня не театр вообще, а именно Хабаровский ТЮЗ. Артисткой я мечтала стать с детства, и никакой другой мечты у меня не было. Всех это удивляло, ведь я жила на маленьком разъезде в Иркутской области, настолько маленьком, что интернат, в котором я училась, находился в районном центре за несколько километров.
— А родители не возражали против твоего поступления в театральное училище?
— Не возражали и не отговаривали, видимо, понимали, что это бессмысленно. Я была в себе настолько уверена, эта детская мечта меня просто испепеляла, и я не пошла в десятый класс, а поехала поступать в Иркутское театральное училище. Со мной никто не занимался подготовкой программы, я сама выучила басню, стихотворение, прозу. Наверное, насмешила комиссию, когда читала монолог князя Андрея из «Войны и мира», ведь это мужской монолог. Но меня это не волновало, потому что я посмотрела фильм и была влюблена в Тихонова. Поступила достаточно легко, была счастлива.
— И сразу, став студенткой, поняла, что это не только праздник, но и труд?
— Нет, не поняла. Этюды, отрывки — это было так интересно, я просто получала удовольствие. А дальше, когда стали брать в работу пьесы и что-то не получалось, были разочарования и огорчения, когда свободного времени оставалось меньше, а репетиций больше, тогда я стала понимать, что артист — это очень большой труд. Я играла «Изобретательную влюбленную» Лопе де Вега, Офелию в «Гамлете» Шекспира и уже узнала, что такое творческая усталость. Это были мои дипломные спектакли, и уверовав в то, что я драматическая героиня, приехала в Хабаровский ТЮЗ. И, о, боже! - первая большая роль — Оливер в мюзикле «Оливер» по роману Диккенса. Я рыдала, отказывалась, сопротивлялась! Как я буду «играть мальчика, я — драматическая героиня! Режиссер Е. Звеняцкий меня успокаивал, говорил, что ему нужен вот такой миловидный мальчик, к тому же музыкальная партия написана просто для меня. Я помню, как мне было трудно танцевать, у меня ничего не получалось. Балетмейстер В. Шиленко был требователен и терпелив, у меня прошел страх, я стала двигаться свободно, музыкальные номера освоила достаточно быстро и опять почувствовала знакомое состояние — удовольствие, замешанное на колоссальной творческой усталости. И радость в день премьеры. Но не от цветов и аплодисментов. Это была победа над собой.
— А почему ты выбрала Хабаровский ТЮЗ?
— Тогда об этом театре ходили легенды. Его просто называли театр Таюшева. Это был один из лучших ТЮЗов страны, со своей эстетикой, необычным репертуаром. В какой репертуарной афише сразу можно было встретить «Тень» и «Дракон» Шварца, «Ричард III» Шекспира, «Последний срок» Распутина, «Однажды субботним вечером» Яковлева? Притягивали личность и обаяние Таюшева, и я была просто счастлива, что попала в театр, где спектакли ставились на актеров, где любили и уважали каждого.
— Ты работала со многими режиссерами, всегда ли удачно?
— Про удачу пусть лучше судят зрители. Очень интересно было работать с Е. Звеняцким. Я работала с ним в «Оливере» и «Азмун — Серебряное Копье». От него всегда шла мощная энергетика, он обрушивал на актера всю свою искрометную фантазию и даже когда был кем-то недоволен, мы все понимали, что он нас любит, что все мы, такие разные, ему очень дороги. Необыкновенную атмосферу в репетиционном процессе умел создать А. Шелыгин. Как это было трогательно и интересно! Когда репетировали «Вид в Гельдерланде», мы забывали о времени, так умел он заразить нас своим видением пьесы, трепетным отношением к самому процессу работы, что выходя со сцены, не сразу выходили из состояния своего героя. Мне нравилось работать с А. Раскиным, В. Паршуковым, интересно с В. Гогольковым.
— Ты сыграла около пятидесяти ролей, все ли любимые?
— Каждая роль дорога по-своему, но любимых и запомнившихся всего две — Оливер и Мария в «Виде в Гельдерланде». Мне очень хочется сыграть острохарактерную, психологическую роль, чтобы выплеснуть все, что накопилось. Половина наших актеров невостребована, отсюда появляется неуверенность в себе, но в каждом живет надежда, что придет режиссер, который будет любить не только себя, но и актеров, зрителей, театр. Я очень люблю наш театр. Люблю, когда в партнерах у меня Т. Гоголькова и В. Пилипко. Я по их глазам все понимаю, чувствую их и себя. И зритель у нас замечательный! Была бы только режиссура, Без режиссера неинтересно стало в театре, никакой перспективы. Актеров не любят, а просто эксплуатируют в одном амплуа, а мы роли тиражируем. Правда, когда выхожу на сцену, забываю обо всем, ведь зритель не виноват в наших проблемах, а сцена любого актера лечит и от душевной боли, и от физической.
— А не трудно жить в семье, где оба супруга — люди театра?
— Мне легко. У нас проблемы общие, нам понять друг друга легче, ведь мы говорим на одном языке.
— Можешь ли ты назвать себя счастливым человеком?
— Да. Ведь все, о чем я мечтала, осуществилось. Исполнилась моя детская мечта — я стала актрисой. Я хотела работать только в Хабаровском ТЮЗе и вот уже двадцать лет выхожу на эту сцену. Я всегда хотела иметь дружную семью, и у меня есть хороший муж и замечательные дети. Я во всем могу на них положиться, к тому же они прощают мне мои недостатки. Меня окружают, и не только в семье, умные и добрые люди, и я ценю их за искренность чувств и поступков, им я могу простить все, кроме предательства, наверное. Я и себе не все прощаю.
— А о чем ты мечтаешь?
— Как актриса — о хорошей бенефисной роли, о том, чтобы каждого из актеров считали творческой личностью и любили, чтобы наконец-то появился режиссер, любящий театр, а не себя. Мечтаю, чтобы скорее мой старший сын закончил мединститут и стал хорошим врачом и что-бы я им гордилась. Чтобы нашел себя в жизни мой младший сын, чтобы все ладилось у моего мужа. Просто хочется, чтобы все были счастливы!
Наталья АНГАРСКАЯ, зав. литературной частью Хабаровского ТЮЗа.