Газета «Хабаровские вести», 21.09.2001 г. "Новый сезон"
Завтра в ТЮЗе открывается новый театральный сезон, он, как в лучшие времена, начинается премьерой.
Прошло, отзвенело теплыми дождями, махнув на прощание зеленой веткой боярышника, короткое дальневосточное лето. Впереди пронизывающие зимние вьюги, укрыться от которых можно разве что в концертных и театральных залах да в обществе доброжелательных и веселых друзей, к коим я причисляю ТЮЗ — театр для тех, кому от 7 до 70.
Именно театр юного зрителя первым в городе открывает свои двери, приглашая в новый сезон. Труппа совместно с приморским режиссером — заслуженным деятелем искусств России Ефимом Звеняцким — подготовила спектакль «Зимняя королева», поставленный по мотивам известной сказки Андерсена.
Определив жанр спектакля как фантазия, и используя в постановке знакомые коллизии, начиная от главных персонажей, места действия и сюжета, театр предлагает своим зрителям много нового и необычного, ибо фантазия предполагает то причудливое сочетание вполне узнаваемых современных реалий и сказки. А сказка уже тут как тут: в зеркале, затканном снежной изморозью, в раздвижных занавесях, в таинственных, словно письмена, знаках на портале, в которых, может статься, ключ к разгадке этой фантазии. Зимняя сказка — так я бы назвала сценографию художника Илоны Гансовской. В ней все от детских снов и в то же время по-сегодняшнему иронично, легко, мобильно, как пролог спектакля, в котором актеры, шутливо перебрасываясь репликами, выбежали на авансцену и стали распределять роли. Ну а если роли распределены, актеров не остановить. Даже режиссер (у Андерсена этот персонаж называется сказочником) не всегда может совладать с замыслом, вышедшим из-под контроля.
В спектакле Ефима Звеняцкого знаменитый розовый куст, из-за которого, собственно, и разгорелся сыр-бор, трансформируется в тюльпан, распустившийся среди зимы в доме Марты. Сама Марта, в отличие от традиционной бабушки-старушки, в исполнении заслуженной артистки России Евгении Фасулаки еще не старая и довольно привлекательная женщина, вырастившая двоих детей и хорошо разбирающаяся в истинных ценностях, которые не купишь ни за какие деньги, потому что они бесценны. А Кай и Герда (Георгий Швечков и Евгения Годунова) – юные герои, переживающие перипетии первого чувства. И снова в этом чувстве старомодная самоотверженность Герды, которая борется за душу рефлектирующего, слабого Кая, пораженного болезнью современных мужчин – инфантилизмом.
Этим троим (уходящая натура, никому не нужные сантименты, как и тот театр, в котором перед спектаклем играл оркестр, а актерах ценились голос и хорошая дикция) противостоят Зимняя королева и Коммерции советник (Анастасия Шилова и Александр Молчанов). Для парочки цинично-веселых молодых людей нет ничего невозможного на свете, потому что все покупается. А если что-то не продается (что — этот цветок? эта любовь? или этот юноша?), значит, мало заплатили, вот вам еще. Не думаю, что, потерпев поражение, они чувствуют себя побежденными. В финале они лишь отступают, и нам еще предстоит встретиться с ними.
Между этими двумя силами — пестрая прослойка, состоящая из Короля, Принца, Принцессы и Атаманши с Маленькой разбойницей. У каждого из них своя игра и свой театр, тобишь жизнь, из которой они устраивают представление — будь то дворцовый зал или опушка леса. Создается впечатление, что сцены Короля и Атаманши режиссер отдал заслуженным артистам Татьяне Гогольковой и Владимиру Годованцу на откуп, — с таким увлечением и азартом разыгрывают актеры, соскучившиеся по настоящему театру, свои роли, буквально купаясь в материале пьесы.
Не отстают от них и молодые актеры: Наталья Чиж, Виктор Пилипко, Ирина Покутная. Энергия и хорошее настроение, исходящие от них, передаются в зрительный зал, а великолепные стильные костюмы, яркие парики, чудные шляпы и прочая изысканная атрибутика усиливают атмосферу театра, игры, импровизации. Хотя всякая импровизация хороша тем, что четко выверена и тщательно отрепетирована.
Как истинный герой, разрывающийся от желания всем помочь, всех спасти и самому остаться в тени, ведет себя Александр Пилипенко. Пожалуй, его персонажу больше всех достается в спектакле — лавров, испытаний, упреков. Что поделаешь, режиссер! Должен отвечать за содеянное.
Если добавить, что спектакль «Зимняя королева» очень красивый и дорогой, можно понять опасения тех, кто ворчит, что спектакль получился для избранной публики, для элиты, хорошо разбирающейся в театральных тонкостях, а простому зрителю его не понять. Может быть. В таком случае желаю всем театрам побольше элитных спектаклей. А за зрителей не волнуйтесь. Разберутся. Это так несложно, если в основе работы заложена любовь.
Светлана ФУРСОВА