Газета «Приамурские ведомости, № 140 (6410), 28.09.2006 г. "Актриса Ольга Шкуро"
Замечательная хабаровская актриса, уроженка небольшого села Малиновка, что в Амурской области, Ольга Шкуро работает в Хабаровском ТЮЗе уже шестнадцать лет подряд. Ту же самую мысль можно выразить иначе: вся творческая карьера актрисы сводится к работе в детско-юношеском театре дальневосточной столицы.
Что же приобрёл хабаровский молодёжный театр в лице Ольги Шкуро? Во-первых, приобрёл очень нестандартную по творческому почерку, по исполнительской манере актрису. А во-вторых, само слово «приобрёл» нам очень не хотелось бы употреблять в прошедшем времени, ибо каждая новая роль Ольги Шкуро, от её первого сезона в ТЮЗе вплоть до сезона текущего, являет собой новое творческое обретение, новую творческую удачу для всего театрального коллектива.
А что в свою очередь обрела сама Ольга Шкуро, придя в Хабаровский ТЮЗ? О, тут перед вчерашней студенткой Дальневосточного института искусств, что находится во Владивостоке, открывались многие, принципиально новые, доселе неведомые творческие пути! Новый город, новые друзья и коллеги, новые талантливые режиссёры, о которых Ольга (уже Ольга Викторовна) и поныне отзывается с большим уважением и любовью, как и о своём Владивостокском педагоге, известном режиссёре Ефиме Давидовиче Табачникове. Но сама актриса всё полученное ею и от тюзовского руководства, и от коллег, всё обретённое ею в театре выражает одним словом: «роли». «Я живу ради ролей», — так совершенно искренне и вместе с тем без всякой аффектации заявила в беседе с автором этих строк сама актриса. А жить ради ролей — это и означает жить ради театра, ради режиссёра и коллег. Последнее же объективно означает ради публики, ради нас с вами, ради всех хабаровчан.
Значит ли это, что на спектакли с участием Ольги Шкуро и впрямь стремится попасть «весь Хабаровск»? Увы, нет, и на это «нет» у нас на данный момент и суда нет. Но все её роли, главные и эпизодические, серьёзные и не очень серьёзные — это роли для нас и для наших маленьких потомков — зрителей, коих у Ольги уже имеется двое (и детей, и зрителей). И, наверное, эти двое (мальчик и девочка восьми и шести лет) очень гордятся тем, что именно их мама заставляет радоваться огромное количество ребятишек всех возрастов. Дочке актрисы коллеги по работе в театре даже предрекают повторение в отдалённом будущем маминого творческого пути. Так ли случится, мы, пока, не знаем, для нас сейчас важно другое — этот творческий путь действительно существует, и он пройден (проходится и поныне) актрисой очень достойно. Так почему же мы всячески подчёркиваем тот факт, что Ольга Шкуро всегда, везде, во всех спектаклях работает именно ради всех хабаровчан, ради всех, кто счёл возможным (и даже нужным) придти под гостеприимные своды хабаровского ТЮЗа? Да потому, что актриса в любой из своих ролей очень близка нам, независимо оттого, кто мы есть и как в свою очередь на неё смотрим. Загадкой Ольга Шкуро в любом случае не будет, она никогда свою роль не усложнит и никогда эту роль искусственно на первый план не выдвинет, а если и выдвинет, то исключительно с авторским и режиссёрским замыслом.
На сцене (а тяга к ней по¬явилась ещё в детстве) столь высоко ценимая коллегами Ольга есть лишь то, что она есть, человек естественный и простой, и даже в самых непростых, весьма противоречивых по своей сущности ролях. Вспомним, к примеру, Досю в спектакле «Блин-2» или Анну в «Чморике». Действие обеих пьес никоим образом не концентрируется вокруг её героинь, но стоит актрисе появиться на сцене, стоит лишь заговорить, как она на какие-то мгновения, считанные минуты становится главным для нас, зрителей, действующим лицом. Без всякой загадочности, без всякой аффектации она с помощью самых простых понятных любому жестов, интонаций, реплик делает сыгранную ею героиню просто незабываемой для большинства зрителей. Да и как забыть её героинь, если актриса сама живёт своими ролями, по нескольку суток, от репетиции к репетиции, не забывая ни единого слова, ни единого стилевого нюанса, нужного для исполнения роли. А на сцене в итоге предстаёт вполне естественный человек, понятный и близкий нам, со всеми своими эмоциями, чувствами, достоинствами и слабостями.
Кто знает, может быть, Ольге Шкуро потому и достаются наиболее сложные по своей психологической сути роли. Ведь любую роль актриса умеет донести до нас полностью, вплоть до мелочей, до тончайших нюансов. «Я не люблю исполнять роли слишком правильных, слишком положительных героинь», — признаётся актриса. Это и понятно — роль слишком правильной героини не требует ни опыта, ни самоотдачи, ни (за что мы как раз Ольгу Шкуро и ценим) индивидуального стиля в игре. Поэтому роль Софьи в «Недоросле» явно не для неё. А вот роль товарища Поляковой в спектакле «Завтра была война» не даром стала для актрисы важнейшей творческой вехой. Кто ещё способен так заставить зрителя поверить в историческую достоверность отнюдь не глав¬ной героини пьесы, в её зна¬чимость для всего происхо¬дящего на сцене? И роли Ольги Шкуро, пусть не все¬гда главные, но всегда роли значимые! Пусть исполни¬тельская манера проста, ме¬стами безыскусна, но нико¬им образом не безыскусственна!
Придти в театр не чтобы роль отыграть, а в роли прожить, дано немногим, хотя Ольга Шкуро категорически утверждает, что это свойственно и её коллегам по ТЮЗу.
Что ж, пусть отвагу «играть без отказа» обретут такие молодые звёзды хабаровского молодёжного театра, как Анастасия Христьян, Мария Кучеренко, Елена Колесникова. А мы сейчас признаем, что умение играть «как играют алмазы, как играет вино, как играть без отказа иногда суждено» для Ольги Шкуро не случайная прихоть, но подлинная творческая сущность.
Михаил КОРЧМАРЁВ.