1979 г. Газете "Тихоокеанская звезда" 04.10.79 "Содрагание о зле" В. Дубкова
Спектакль московского режиссера Феликса Бормана по трагедии Шекспира «Король Ричард III» в Хабаровском театре юного зрителя — это серьезный повод для разговора о несомненной удаче всего Коллектива.
Вы входите в зал, усаживаетесь в кресло и через несколько минут вдруг ловите себя на том, что уже как бы включились в действие, которое вам только что предстоит увидеть. И ощущение это исходит от того, что окружает вас. От сцены, которая еще до появления на ней актеров словно бы живет, работает. Она как бы озвучена ожиданием событий. Так же, как может звучать тишина, звучат безмолвно и все элементы художественного оформления спектакля, выполненные сценографом Еленой Сенатовой при участии режиссера-постановщика Феликса Бермана. Звучит тревогой вторжения мощный деревянный помост, глубоко выдвинутый в зрительный зал. Шелест далекого времени слышится в мерном колыхании развешанных по залу хоругвей с геральдическими знаками. Нотами грубой силы и физических страданий отзываются цепи и канаты, свисающие с потолка, плахи и топоры, расставленные по площадке. И все звуки этого безмолвного оркестра настороженно приглушаются, впитываются огромным матерчатым задником, обшитым мочалом, и уплывают, как дым в форточку, в рваные дыры-двери.
Этот своеобразный пролог можно считать первым успехом постановочной группы. И успехом немаловажным, ибо он является начальным звеном в цепи множества глубоко продуманных, точно выстроенных, крепко сбитых между собой компонентов театрального действия.
Взять ту же сценографию.
Странно и нелепо было бы назвать декорациями и реквизитом все то, при помощи чего создается Еленой Сенатовой сценическое пространство.
Просто все это очень нужно и необходимо. Без этого невозможно обойтись. Такое ощущение. И оно не подведет нас, копи элементы оформления еще и естественно примут в себя актеров, когда атрибутика оживет в руках исполнителей.
О чем же спектакль Ф. Бермана по пьесе Вильяма Шекспира? О том, как ссорились и убивали друг друга английские лорды полтысячи лет тому назад? О том, как перелетала британская корона от Ланкастеров к Иоркам и обратно? О том, как блудили короли, а королевы легко меняли своих венценосцев? Да, все это составляет сюжетную . канву трагедии Шекспира и спектакля.
Через убийства и предательства, через кровосмешение и попрание всего святого — вперед, к власти и наживе! Этот лозунг духовных варваров витает в атмосфере спектакля. Правда, чопорные и гордые лорды каждый про себя думает при этом, что спасают родину, пекутся о ее благе. Кто же сорвет маски с них? Кто разоблачит мелочность и ничтожество их политической возни? Народ? Но он в трагедии Шекспира, как в пушкинском «Борисе Годунове», безмолвствует.
Да, народ, как такой почти отсутствует в трагедии Шекспира. Но фарс, балаган -- это формы чисто народ го искусства. Они-то и получили новую жизнь на подмостках профессионального театра, чтобы снова, и своеобразным путем, вызвать небытия бессмертные
гуманистические идеи великого английского драматурга.
Каждый исполнитель в спектакле ведет свою роль самозабвенно и точно, энергично и весело. Каждый может сыграть короля и слугу, священника и убийцу, лорда и нищего. Между актерами на сцене происходят даже веселые, препирательства при назначении на ту или иную роль. А некоторые из них за спектакль успевают сыграть двух-трех героев. Все это приметы народного театра. Но приметы внешние, театральные, игровые.
Вот актеры разыгрывай сцену большого совета, где лорды решают, кого выдвинуть на престол. После каждой фразы на этом совете следует общий, прямо-таки гомерический смех — материализованное мнение народа, отлично понимающего, что через подлости и братоубийство к престолу неудержимо
рвется герцог Глостер и что вопрос о его коронации уже давно решен. А большой совет-это очередная комедия!
Вообще все события спектакля как бы изнутри освещены точным взглядом народа, оценены его безошибочным мнением. Подано это в спектакле разнообразными режиссерскими приемами. Это и веселое скандирование имени сменяющихся один за другим королей. Это и якобы безутешные вопли вдовствующих королев, прерывающиеся вдруг то рационалистическими распоряжениями, то любовными сценами. Каждая фраза, в которой черным грузом лежит лицемерие, фальшь, подлость, злой умысел, словно взрывается изнутри, обыгрывается так, что не остается никаких сомнений за счет ее истинного
смысла.
Вот сцена разговора горожан после смерти короля Эдварда IV. Здесь диалог сопровождается лихими ударами топоров о плахи и выкриками-вздохами: «И-э-э-х! В разговоре горожан рисуется политическая обстановка в стране, высказываются прогнозы на новое царствование, а Плахи и топоры недвусмысленно, дорисовывают картину ближайшего будущего так, как его видит народ. Снова будет резня, кровь, смуты, отчаяние. И протяжное трагическое «И-э-э-х!» представляется уже как звуковой образ предстоящих событий. И в самом деле, вскоре одна за другой пойдут на плаху головы противников короля/Ричарда, потом не очень ревностных друзей, а потом и самых близких соратников!
Еще более значительной представляется сцена проклятия придворных вдовствующей королевой Маргаритой. В ее прорицаниях звучит жестокая, неумолимая правда о судьбах всех этих людей, раздирающих страну в клочья. Но они не слышат, не хотят слышать этой правды, а страх, который подсознательно возникает в их продажных, изолгавшихся .душах, они заглушают грубым животным смехом.
И это вплотную подведет зрителя к пониманию главной режиссерской задачи, сформулированной когда-то русским драматургом Сухово-Кобылиним: «Содрогание о зле и есть высшая форма нравственности.
Тот факт, что на веселом спектакле почти не слышно смеха, свидетельствует о точном попадании театра: трагедия Шекспира коснулась зрительских душ.
Читатель, конечно, обратит внимание на то, что в рецензии на спектакль, сыгранный актерами Хабаровского театра юного зрителя необычайно энергично и талантливо, не прозвучало ни одной фамилии исполнителей. Это не забывчивость автора и тем более не пренебрежение. Сам факт это профессионально грамотной, дружной коллективной работы, где каждый умеет все и способен на многое, отдается самоотверженно общему тону спектакля, не заботясь об эффективности своей партии, сам этот факт вступает в противоречие с возможностью раздавать какие-то персональные лавры. Тут важнее другое. Хабаровский зритель сегодня знает (должен знать):. в нашем городе есть живой, современный, серьезный театр, в котором работают талантливые, думающие люди.
В. ДУБКОВ.