Газета «Молодой дальневосточник», г. Хабаровск, 25.09.1975 г. "Новый сезон"
Сегодня в Хабаровском театре юного зрителя имени Ленинского комсомола открывается новый сезон. Снова начнётся для мальчишек и девчонок праздник, имя которому – театр. Но не только праздник. Детский театр – это ещё и школа, школа искусства, школа нравственного воспитания. Театр учит добру и любви. Будем же в нём прилежными учениками!
Я встретился с главным режиссером ТЮЗа Станиславом Владимировичем Таюшевым за несколько дней до открытия сезона. «Тюзовцы» в это время заканчивали гастроли в Биробиджане, в театре пахло свежей краской, и было немного странно говорить о том, что будет здесь осенью, зимой и весной... какие герои выйдут на сцену... Говорить об этом сейчас, когда театр пуст и гулко отдаются шаги людей, готовящих театр к открытию...
Конечно, разговор наш был о том, что будет в новом сезоне. Все вы, наверное, читали в «Юности» повесть А. Тоболяка «История одной любви». Повесть эта вызвала достаточно широкую и интересную, хотя и не всегда объективную, дискуссию в прессе. Так вот, ТЮЗ собирается поставить спектакль по этой повести.
—-«История одной любви», — говорит С. В. Таюшев, — привлекла нас своим героем. Сергей Кротов — молодой человек середины 70-х годов — именно 70-х и никаких других. Тем и интересен. Кротов, может быть, идет на шаг впереди своих сверстников в твердом знании цели, в том, что имеет четкие принципы, меткое отношение к миру, к людям. Кротов антиинфантилен, он сложился как личность, и в то же время его молодость не позволяет ему «застыть» во взглядах. Он меняется в своем отношении к людям под влиянием Воронина. Интересен нам и Воронин — взрослый человек, «установившийся» уже. Их отношения с Кротовым, взаимовлияние очень интересно, здесь — богатый материал
для творческого коллектива театра.
— Какие еще спектакли в планах театра!
- Классика. Либо «Гроза» Островского, либо «Женитьба» Гоголя. Такой спектакль особо важен для нас — коллектив любого театра должен проверить себя, свои способности и возможности на классике.
Затем мы собираемся поставить «Сорок первый» Б. Лавренева. Вслед за «Жестокостью» продолжим героико-романтическую линию в репертуаре, разговор о времени, о человеческих судьбах, о проблеме идейного выбора. Действие спектакля происходит на острове, создается как бы модель для взаимоотношений двух людей. Мы попробуем сделать «тихий» спектакль, без погонь и выстрелов, выстрел будет всего один, а остальное — исследование взаимоотношений. Маленький зал позволит говорить со зрителем интимно, приблизить к нему людей, уже достаточно отдаленных во времени — людей двадцатых годов.
— Классика, героический спектакль. «История одной любви»... Чтобы все категории зрителей были довольны, нужна еще сказка.
— Новых сказок будет две. «Тень» Шварца и «Емелино счастье». «Тень» — для старших, сказка-притча. Думаю, должен получиться интересный спектакль. А «Емелино счастье» — для маленьких зрителей. Это будет музыкальная, сказка, нечто вроде детского мюзикла, кстати, музыку к спектаклю написал очень интересный композитор Максим Дунаевский. В «Емелином счастье» мы попробуем показать, как из маленького человека, оружие которого — добро и беззащитность, вырастает борец, как добро становится умным и вооружённым.
Эта тема «доброго человека» — и в «Тени», но на другом уровне, повторяю, для старших.
— А для зрителей «среднего школьного возраста»! Из сказки они выросли, а к пониманию притчи еще не пришли. Мне кажется, в списке новых спектаклей сезона не хватает Приключения.
— Будет и приключенческий спектакль — «Остров сокровищ» по Стивенсону. Что это такое, объяснять не надо. Ну и в заключение нужно, видимо, сказать о том, какие спектакли из прошлого сезона «перешли» в этот. Сезон откроется «Жестокостью» П. Нилина и «Проделками Скапена» Мольера, кстати, этот спектакль театр ставит не как клоунаду, комедию масок, а показывает характеры, живых людей, их столкновение, это делает спектакль очень живым и серьезным. Будут также показаны спектакли «Карлсон снова прилетел», «Сердце матери», «Жила-была девочка» и «Сын полка».
Перед тем, как уйти, я заглянул на балкон. Внизу был зал — непривычно пустой, я привык видеть его набитым мальчишками и девчонками, смеющимися и тихими, радостно хлопающими в ладоши, а порой — бывало и такое — свистящими... А сейчас — ровные ряды пустых кресел, сцена, на которой нет декораций... Я закрыл глаза и услышал, представилось... сдержанный гул, как всегда перед началом. А потом — тишина. На сцену вышли актеры.
Ю. ШМАКОВ.