Газета «Молодой дальневосточник», № 198 (10460), 14.10.1979 г. "Новый 35-й сезон"
Детство, постой, не спеши и ответь…
Куда же от детства нам деться?!
Оно помогает всю жизнь не стареть.
Здравствуй, далёкое детство!
РАДОСТЬ этой встречи с детством дает нам, взрослым, необыкновенный театр нашего города, который можно назвать так: Театр Детства, Театр особого назначения, а короче и проще — ТЮЗ.
Хабаровскому театру оного зрителя имени Ленинского комсомола исполнилось 35 лет. И все эти оды коллектив театра служит благородному делу воспитания подрастающего поколения.
Здесь, в уютном и гостеприимном зале, маленький школьник и даже дошкольник, впервые перешагнувший порог театра, волнуясь, смотрит сказку-спектакль. Здесь 12-летний подросток замирает в восторге, мысленно давая мальчишескую клятву стать похожим на героя, совершающего на сцене подвиги. Здесь и юноша, ищущий ответа на трудные вопросы, которых бывает так бесконечно много, когда тебе семнадцать и когда перед тобой реально стоит проблема выбора — кем быть и каким быть.
Все они приходят в театр со своими живыми, острыми, требующими ответа вопросами. И ответить на них надо! А как? И что поможет в этом? Прежде всего — память собственного детства, верность ему, стремление понять, угадать, почувствовать сегодняшнюю молодежь, ее проблемы, заботы.
А это вы замечали?.. Радостное возбуждение от ожидания чего-то необыкновенного, неведомого перед началом спектакля. Затем медленно гаснущий свет. И, наконец, — разительное ощущение тишины, когда полные доверия дети устремляют своё внимание к сцене. Им свойственна полная отдача, упоённость зрелищем. Такова атмосфера зрительного зала на детском спектакле.
Творческая фантазия ребят хорошо развивается и проявляется на спектаклях, в которых особенно ярко выражено игровое начало, требующее активного зрительского сотрудничества.
...На сцене Хабаровского ТЮЗа идет «Карлсон снова прилетел» А. Линдгрен. Зал волнуется. Карлсону грозит опасность, и дети изо всех сил хотят помочь этому доброму толстяку. Они совершают сейчас определенный нравственный поступок.
Этот герой не раз попадает впросак, и зал смеется.
Но чем дальше, тем большей любовью наполняется этот смех, ибо неистощимый заряд добра, энергии, веселья, который несет в себе Карлсон, покоряет ребячьи сердца. И, право, стоит приглядеться к детям, когда Карлсон раскрывает «по секрету» всему залу тайну своей неистощимой энергии, добра и веселья (актер Я. Клид стоит на краю сцены и разговаривает с ребятами). Какие добрые, взволнованные лица обращены к нему! Он сейчас для ребят самый красивый, самый лучший на земле, и они хотят обласкать, согреть его своей любовью, (Помните утверждение В. А. Сухомлинского: «Доброе неразрывно связано с красотой»).
Дети не мешают друг другу. К этому выводу давно пришли учителя 35, 70, 15, 5, 34, 84, 2-й и других хабаровских школ, организуя коллективные просмотры спектаклей в ТЮЗе. Вспоминаю один из них. На сцене — «Два клена» Е. Шварца. В зале — учащиеся 1—6-х классов средней школы № 70. Вижу, чувствую радость сопереживания, которая сплачивает весь зал, когда зрители то замирают в ожидании братьев Феди и Егорушки, то восхищаются красотой оформления сна Василисы (как выдох звучит фраза почти у всего зала: «Как красиво!»), то никак не отпускают актеров со сцены, аплодируя им стоя. Н. К. Крупская считала, что коллективные эмоции необходимы детям, ибо это сплачивает их, приучает понимать чужие переживания, способствует развитию чуткости.
...Школьный зал заполнен учащимися и учителями. На сцене — актеры ТЮЗа. У всех одно настроение — радость встречи с любимым театром, радость встречи с любимым зрителем.
Надо видеть детские и взрослые лица, слышать эмоциональные выступления, чтобы понять и по-настоящему оценить важность, и значимость той работы, которую проводит коллектив ТЮЗа с детьми. Работы, направленной на то, чтобы в театре и вокруг него создавалась атмосфера для серьезной и радостной встречи юного человека с искусством.
Вот они — преданные своему искусству и работе с детьми: С. В. Таюшев, А. В. Мультан, А. И. Раскин, В. М. Кириллов, П. Я. Теряев, Л. В. Теряева, Е. Р. Кириенко, Я. Л. Клид, Г. Г. Григорьев, В. С. Орехов, Г. В. Храпунков, В. К. Годованец и многие другие.
Когда видишь их в детской аудитории, слушаешь выступления или просто обращение к зрителям, понимаешь искреннее желание их, чтобы юные зрители росли и духовно мужали вместе с театром, обретали гражданскую зрелость и ответственность, находили в себе силы противостоять несправедливости и лицемерию, учились видеть радости и противоречия жизни во всем их многообразии. ...В этой комнате всегда многолюдно: актеры, режиссеры и, конечно же, гости театра: учителя, студенты пединститута, школьники. На стенах любовно оформленная выставка со-инений-отзывов, рисунков по спектаклям театра, ребячьи поздравления, стихи, песни. На стеллажах детские поделки, мягкая игрушка, альбомы. И всегда навстречу вам — милая, добрая улыбка Ангелины Владимировны Мультан — педагога театра.
Очень важный участок работы у нее — педагогическая честь, осуществляющая всю воспитательную работу театра. Трудно перечислить дела и обязанности, которые с любовью и творчески вот уже почти 20 лет выполняет бессменный заведующий педагогической частью А. В. Мультан. Ее работа всегда в тесном контакте со школами города, районными и городскими отделами народного образования, институтами и техникумами и, конечно же, кафедрой педагогики и психологии Хабаровского пединститута.
Если бы актеров ТЮЗа спросили: «Кто ваш любимый зритель?», думаю, многие бы ответили: «Ученики семидесятой школы».
«Меня поражает ваша оценка спектаклей. Вы судите о них профессионально. И в этом ценность наших общений. Мы доверяем вам, растем вместе с вами» (актер В. С. Орехов. Из выступления на зрительской конференции в 70-й школе).
А это отрывок из сочинения десятиклассницы: «Семь лет тому назад я впервые пришла а ТЮЗ. С тех пор не перестаю удивляться мастерству людей, работающих в нем. С каждым годом мне все инте¬реснее ходить в ТЮЗ. Главная его задача — показать юность юным...».
Особый это год в коллективе ТЮЗа. Международный год ребенка. Отсюда и значимость дел, намеченных в плане: объявить и провести конкурс детских рисунков по спектаклям, провести праздник для детей «Приглашение к другу», организовать встречи с детьми отдаленных районов Хабаровского края, создать лабораторию для молодых учителей и родителей.
А главное, им, детям, — новые творческие работы, искренние пожелания здоровья, мира и счастья, самые светлые чувства.
Добро пожаловать в Театр Детства!
В. ГРИГОРОВА, кандидат педагогиче-ских наук, доцент Хабаровского педагогического института.