Перейти к содержимому. | Перейти к навигации

Персональные инструменты
Контакты English Анкета Театр Кукол Вход Регистрация Карта сайта Поиск
Версия для слабовидящих:
Разделы
Навигация
Мы в соцсетях



Портал «Культура.РФ»

Оценить работу сайта
 

«Старший сын» для младшего поколения / ТОЗ, 15.03.2017

Мне никогда не надоест твердить всем своим знакомым, что в наш хабаровский ТЮЗ ходить НАДО. И чем чаще, тем лучше. Потому что наш ТЮЗ - уникальное театральное явление, которому в городе точно нет аналогов.

Увидев новость об очередной премьере спектакля с пометкой 16+, я незамедлительно приобрела билеты. «Старший сын», Александр Вампилов. Рок-оратория. Ого: оратория в своём классическом виде закончила своё существование ещё в советское время, остановившись на имени Свиридова. Неужели она воскресла в новой ипостаси? Впрочем, на сцене ТЮЗа возможно абсолютно всё.

Широкому кругу зрителей сюжет «Старшего сына» хорошо известен по одноимённому фильму Виталия Мельникова. Скептики скажут, что к таким вещам, ставшим классикой советского кинематографа и драматургии, прикасаться нужно очень осторожно: они хороши в своём первозданном виде. Но меняется время, меняются люди, меняется государство - не существует даже той страны, в которой происходило действие Вампилова. Но неизменной осталась многогранность проблемы взаимоотношений, никуда не делись главные человеческие чувства и ценность семьи, не стал легче нравственный выбор, существует и конфликт поколений. И все это четко видно сквозь «призму» типичных атрибутов современности, в которой иногда слышится эхо советской поры.

Строки Веры Полозковой, песни Земфиры, краски холи и имитация рок-концерта в «Олимпийском» под бурные аплодисменты зрителей, «татушка» на всю руку у Васеньки, чувствительного сына Сарафанова? Всё это органично сливается в единое целое, удивительно сочетаясь с оригинальным текстом самой пьесы. Кстати, ее строки проецируются на большой экран. На этом же экране время от времени возникают и отрывки из культового фильма 1975 года.

Кинематографическая отсылка, благодаря которой актёры как бы полностью перевоплотились в героев картины, имела оглушительный успех: зал аплодировал, смеялся, обсуждал. Этот приём - не только для тех, кто привык к современным мультимедийным возможностям и, возможно, ни фильма не видел, ни даже пьесы Вампилова не читал. Он явно адресован и тем, кто хорошо знает старый фильм, кто в буквальном смысле вырос на нём. Тюзовская постановка напоминает о том, как хорош фильм с Леоновым, Караченцовым и Боярским. В зале преобладала аудитория старшего возраста, для которой, возможно, это не просто кино, а привет из детства, юности. Рука, протянутая из другой эпохи.

Чувства героев и глубина проблем не только не обесцениваются в новом времени, а, напротив, наполняются ещё большим драматизмом, утрируются. В настоящую трагедию превращается поиск героями места для ночлега. Муки совести Бусыгина из-за обмана Сарафанова, «святого человека», выглядят как перебивающие друг друга голоса, звучащие в голове героя. Васенька как бы в «рапиде», с трудом, бежит из дома сквозь снежную бурю. Время от времени тонкая грань между комедией и драмой стирается. Плакать? Смеяться?

Сложно представить, чтобы взятая Вампиловым ситуация произошла в наше время. Бусыгина мигом «пробили» бы через социальные сети или Гугл. Попросили бы показать фотографию матери. Может быть, даже повели на экспертизу ДНК. Однако для нас важнее другое: существуют ли сегодня люди, которые готовы впустить к себе на ночлег двух незнакомцев? Люди, готовые верить другим? Люди, для которых проблемы чужой для них семьи за один день могут стать важнее собственных?

О да, вроде бы очевидно: наш современник недоверчив, зациклен на себе, полон сомнений, страхов и предрассудков. Но если бы это было абсолютной истиной, то разве задел бы за живое молодых этот спектакль, поставленный в прошлом веке?

Автор: Милана Волкова
Источник: https://www.toz.khv.ru/newspaper/yo_raznom/starshiy_syn_dlya_mladshego_pokoleniya/