Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Независимая оценка качества
Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке ниже

https://bus.gov.ru/qrcode/rate/299534?agencyId=107489

Наш канал в телеграм

https://t.me/tuz_xa

Журнал «Словесница искусств», № 26, февраль 2010 г. "О спектакле "С любимыми не расставайтесь"

В начале февраля 2010 г. хабаровский ТЮЗ вернулся из Санкт-Петербурга с VI всесоюзного театрального фестиваля им. А.М. Володина «Пять вечеров», где побывал со спектаклем "С любимыми не расставайтесь" в постановке Константина Кучикина.

Фестиваль имени Володина «Пять вечеров»  был основан в 2004 году. Оргкомитет VI фестиваля возглавила народная артистка России Алиса Фрейндлих. Директор фестиваля – режиссер Виктор Рыжаков, а арт-директор – известный театральный критик, искусствовед, главный редактор «Петербургского театрального журнала» Марина Дмитревская.

Фестиваль носит название «Пять вечеров» не случайно. Во-первых – это название одной из самых известных пьес Володина, во-вторых – фестиваль действительно проходит в течение пяти театральных вечеров, на протяжении которых идут спектакли только по пьесам этого драматурга.

Драматург, прозаик, поэт Александр Моисеевич Володин прожил долгую жизнь (1919-2001). Основополагающая черта его пьес – интеллигентность. Автор никогда не навязывает свою точку зрения читателю, а предлагает вместе задуматься над несовершенством и одновременно глубокой мудростью жизни.

Воплощением его идей и своеобразным ответом на несовершенство жизни стала пьеса «С любимыми не расставайтесь». В этом году на Володинском фестивале она предстала в интерпретации трех театров. Московский «Центр драматургии и режиссуры» Алексея Казанцева и Михаила Рощина и Ярославский Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова показывали свои спектакли до нас, и мы имели возможность их посмотреть.

Зрители столкнулись с неожиданной, порой даже жесткой трактовкой этой пьесы.

Оба театра перенесли действие пьесы в современную действительность, и дело не только в таких ее приметах, как сотовые телефоны или развод по причинам нетрадиционной сексуальной ориентации героев; спектакли насыщены напористым музыкальным рядом, агрессивной манерой актерской игры. И эта своеобразная точка зрения на драматургию Володина тоже имеет право на существование. Ведь главное на фестивалях вообще, и на этом в частности, попытаться понять, актуален ли драматург, в данном случае - Володин, как его сегодня трактуют, к каким из пьес обращаются. И, конечно, по постановкам можно выяснить, каким путем идет конкретный театр, каким эстетическим пристрастиям, художественным течениям подвластен.

В этом идея фестиваля – объединить театральное сообщество вокруг драматургии Володина и его общечеловеческих идей. Первые впечатления от фестиваля - атмосфера здесь бережно создается и поддерживается именно «володинской». Куда бы ты ни попал – в фойе театра перед спектаклем, в редакцию Петербургского Театрального Журнала на обсуждение или на фестивальный клубный вечер - есть ощущение, что ты сам и люди вокруг – немного володинские герои…живущие в том времени, когда еще не так вызывающе смеялись, когда девушки еще натягивали юбочки на коленки, а интеллигентные споры были нешуточными, и все о вечном: о совести, о правде, об искусстве! Еще бы…ведь сам Мастер смотрит с портрета в фойе, а его ученики и соратники - непосредственные организаторы фестиваля - говорят о нем, как принято говорить о совсем близких людях. Повсюду – живая история, настоящая, подлинная.

Ещё один «бренд» этого фестиваля – буфет! Он непременно отвечает всем советским реалиям - ассортимент: сок из банок, бутерброды на коричневой полукартонной бумаге, бычки в томате, килька, портвейн, водка «Столичная», все это в граненых стаканах… Цены советские– 20 копеек бутерброд, 45 копеек сто граммов беленькой.

И конечно, скандальная буфетчица Клава! Марина Дмитревская так комментирует необходимость этого персонажа: «Роль, не написанная Володиным, стала буквально «культовой» и исполняется только и исключительно театроведами — в силу глубокой концептуальности и необходимости ласкать покупателя и хамить ему с полным знанием всего творчества Александра Моисеевича».

Полетел, покатился фестиваль! Всего пять вечеров, а хочется все посмотреть и побольше впитать. Кроме того – ведь мы в Петербурге, и помимо спектаклей хотелось приобщиться к величественному городу, где история живее самой жизни: увидеть памятники архитектуры, побывать в музеях.

А погода этой зимой не баловала! Снег по колено, пронизывающий питерский холод, двухметровые сосульки норовят упасть с крыш в любую минуту. Но нам все нипочем! Сутки растягиваем вдвое и набираемся впечатлений!

Промелькнули три дня и вот уже насущные проблемы захватили нас – настало время осваивать площадку, встречать вагон с декорациями! Звоним на станцию. А вагона нашего нет! Объявляется розыск, и не сразу приходит ответ: наш груз где-то посреди необъятной России, и по прогнозам должен прибыть наутро после нашего спектакля!

Вариантов выхода из ситуации было два: организаторы фестиваля предложили открыть запасники всех театров Питера, чтобы мы могли выбрать там все, что нам понадобится для спектакля и сыграть его в назначенное время, что называется, «на подборе». Этот вариант мы сразу отмели, поскольку слишком сложен вещественный мир нашего спектакля. Второй вариант – дождаться вагона и играть в последний день фестиваля два спектакля подряд на малой сцене театра. Два раза, потому что зрительный зал малой сцены не вмещал всех желающих увидеть спектакль.

И мы сыграли два спектакля, интервал между которыми был всего 30 минут. Это было очень сложно. Чужая, меньшая, чем наша площадка, пытливый зритель культурной столицы, разница во времени, волнение и форсмажор…

Фестиваль «Пять вечеров» не рейтинговый - там не присуждают места. Награда – скульптурное изображение Володина работы знаменитого художника Резо Габриадзе – не имеет денежного эквивалента, но обладает художественным и общественным значением. Мы получили её на память о незабываемых пяти вечерах настоящей жизни в театре, настоящего театра в жизни. Теперь А.М.Володин поселился в нашем театре. Володин с нами!

Анна Шавгарова
Ольга Подкорытова

Независимая оценка качества
Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке ниже

https://bus.gov.ru/qrcode/rate/299534?agencyId=107489

Наш канал в телеграм

https://t.me/tuz_xa