Новостной портал ХабТАЙМ "В Хабаровском ТЮЗе прошла читка известной пьесы" 15.06.2013
В Хабаровском Театре юного зрителя прошло первое мероприятие в рамках драматургической лаборатории "Живому театру – живого автора". Актёры Театра Юного Зрителя специально для зрителей провели читку пьесы молодого драматурга из Уфы Натальи Мошиной "Остров Рикоту".
Пьеса появилась лет 7 назад. Это одна из самых известных пьес Натальи Мошиной, она активно ставилась по всей стране. Везде, кроме Москвы и Питера. Из этого можно было сделать вывод, что регионам она пришлась по нраву. Жители крупных городов не могли её понять, потому что проблемы, поднятые в пьесе, им не близки", - делится Елена Ковальская, театральный критик, заместитель директора по художественной части центра им. Мейерхольда.
Центральный герой пьесы, молодой московский тележурналист Игорь Воеводин, приезжает в служебную командировку остров Рикоту, рыбообрабатывающую базу на самой крайней точке Дальнего Востока. В надежде написать очерк о жизни на "краешке России", Игорь знакомится с жителями острова, берет у них интервью, делает прекрасные фотографии природы.
Но потом начинает происходить нечто странное: "колоритные", как отметил сам Игорь, персонажи, которые в начале пьесы вызывают ироничные улыбки, начинают сначала раздражать героя, а потом и вовсе пугают. Они, словно сговорившись, смеются над его рассказами о жизни в столице, потому как уверены, что Москвы-то никакой и нет.
"…Рикоту – это всё, что у нас есть. Это и есть весь мир. Но…он настоящий, понимаете? И жизнь здесь тоже…Вы увидите, насколько она не похожа на ту вашу, выдуманную жизнь. Весь этот придуманный мир, Москва, о которой вы нам рассказывали – про это, конечно, забавно послушать, посмеяться, но это не более чем сказка. Вы сами поймете…чуть позже", - прозвучало в реплике одной из актрис.
Обыденная работа над сюжетом превращается для Игоря в сущий ад: баркас, единственный способ связи с внешним миром, таинственным образом разбивается в шторм вместе с матросами; жители Рикоту оказываются сектой, поклоняющейся культу "Матери Моря". А сам Игорь должен стать мужем Анны, главной жрицы, для продолжения жизни на острове. Но самый главный вопрос, вопрос к самому себе, ждет Игоря впереди…
Наталья Мошина, участница фестиваля современной драматургии "Любимовка" в Москве, о пьесе: "Я имею представление о том, каково жить в очень-очень маленьком городе, который очень-очень далек от центра страны. Конечно, люди там не думают, что Москвы не существует, и тем более - что России не существует. В пьесе это было доведено до крайней точки, чтобы обозначить проблему, которая мне кажется довольно актуальной. За последние пару десятилетий было сделано очень много для того, чтобы люди перестали ощущать страну как свою. Мне хотелось сделать некий триллер, нечто, что держало бы в напряжении и даже пугало. Сюжет мягкого пленения: человек попадает в западню и достаточно долгое время не может этого осознать. Он находится в мороке, меняется и фактически превращается в другого".
После читки состоялось обсуждение пьесы со зрителями. Начался разговор о русских глубинках и об их взаимоотношениях со столицей. Потом копнули глубже: дошли до метафизики, до истинных и ложных ценностей, до утопии о жизни в идеальном обществе, до самобытных культур, до самоидентификации хабаровчан, до "потерянной России". Дискуссия продолжалась более 40 минут, так что зрителей пьесы пришлось "попросить" из театра уже глубокой ночью.
Продолжением мероприятий, посвященных проекту "Живому театру – живого автора" будет показ фильмов Школы документального кино и документального театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова. Кинопоказ пройдет 15 июня. Начало в 19.00, вход свободный.
Анна Мартынова, корреспондент ИА ХабТАЙМ