Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Независимая оценка качества
Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке ниже

https://bus.gov.ru/qrcode/rate/299534?agencyId=107489

Наш канал в телеграм

https://t.me/tuz_xa

На сцене Хабаровского ТЮЗа объяснили, кто такие «хачи»

В рамках фестиваля-лаборатории «Наша тема» на Большой сцене Хабаровского ТЮЗа  прочли пьесу Ульяны Гицаревой «Хач» в постановке режиссера театра Натальи Ференцевой. Актеры спектакля рассказали зрителю о том, что русский человек тоже может стать «третьим сортом» в чужой стране, и о том, что слово «хач» имеет совсем иное значение.
Для зрителей открытием стало, что слово «хач» в переводе с армянского означает "крест". В буквальном смысле  каждый православный человек, носящий на себе крест, – хач.
Зал ожидал увидеть  пусть и эмоциональную, но все же читку. Вместо этого зрителям показали полноценный спектакль. Актеры не читали текст — они играли. Придумали и костюмы и декорации.
— Артист —  такой человек такой, что ему просто необходимо выплеснуть эмоции. Читая текст роли, он невольно начинает перемещаться по сцене — встает, пристраивается к партнеру в соответствии с тем, как мы расшифровываем содержание диалога, — так уже создается набросок образа, — прокомментировала режиссер спектакля.
Актеры находились спиной к пустующим креслам. Зрители же сидели на трибунах прямо на сцене, так, чтобы были видны и актеры, и темный зрительный зал. Создавалось впечатление, будто за спинами актеров не театральный зал, а небольшая квартира в "хрущевке".
История повествует о молодой семейной паре — русской девушке Кате и колумбийце Себастьяне, которые скитаются по миру в поисках дома; о Мансуре и Тамазе — таджике и абхазе, приехавших работать в Россию, дабы прокормить оставшиеся на родине семьи; об американке Ким и чехе немецкого происхождения Хелфриде — семейной паре, живущей в Австралии. Все они чувствуют себя чужими, приехав в другую страну, ощущают себя "третьим сортом". Через героев пьесы зрители понимают, как тяжело человеку жить вдали от своей родины.
Актерам удалось точно передать характер своих персонажей, причем некоторые из них играли не одного, а нескольких героев. В один момент колумбийский инженер Себастьян превращался в сербского танцора, а старший сержант полиции стал мужем американки Ким — чехом немецкого происхождения. И, несмотря на то, что актеры остаются теми же, зритель видит перед собой совершенно других людей.
Интересным режиссерским решением стала сцена с телефоном-кирпичом. На глазах у зала два рабочих, сидящих на проспекте Мира, сосредоточенно вглядывались в обычный каменный кирпич, рассматривая фотографию невесты Тамаза.
Кроме этого, шуточно обыграно появление полицейского: под аккомпанемент  известной многим зрителям по сериалу «Участок»  песни «Березы»  старший сержант укладывается на импровизированную лежанку, а два гастарбайтера обмахивают его ветками березы, подпевая на ломанном русском языке. Сцена эта, хотя и забавная на первый взгляд, вызывает ужас и отвращение. То, с каким раболепным страхом нелегалы смотрят на полицейского, как тихонечко удаляются после того, как он заснул, — яркий пример отношения между стражами порядка и рабочими-мигрантами. Их выгоняют из временного дома просто так, для профилактики. Чтобы другим не приходило в голову, что они могут стать здесь своими.
«Они должны бояться!»  — скандирует молодой парень, участник экстремистской группы, проповедующей идеи национал-неофашизма. Группа, которая отлавливает «черных», как они их называют, и с улыбками на лицах избивает их. «Они должны бояться!» — скандируют все актеры, став спиной к залу. И становится жутко от того, как это похоже на ту сторону жизни, которую одна часть людей считает нормальной, другая — просто игнорирует.
Ту же мысль выражает и продавец небесных фонариков.
— Да это ты тут передо мной должен фонарями трясти, а я от тебя рожу воротить. Я тут хозяин! Я тут дома! — негодует он.
И негодование это не одного человека, а многих. Иллюстрация нетерпимости, которая является характерной для современного общества.
По окончании читки зрители поделились своим мнением об актуальности поднятой темы с режиссером Натальей Ференцевой.
— Мне кажется, что актерам очень хорошо удалось передать национальный колорит тех стран, жителей которых они представляли в данном спектакле. Проблема столкновения культур характерна для всех стран, и человек приезжий, чтобы стать своим на чужой земле, проделывает очень большую работу. И даже если он правильно и грамотно эту работу проделает, то все равно не будет принят полностью, — рассказал один из зрителей.
Некоторым присутствующим особенно близка тема «свой» и «чужой», тема родины и толерантного отношения к приезжающим в чужую страну. У одних родственники или близкие друзья сталкивались с проблемой ощущения себя чужаком в другой стране, иные же сами испытывали чувство, что они — «третий сорт».
— Самая, наверное, актуальная тема. Я из Америки, и я там — «третий сорт». В этом спектакле абсолютно точно подмечены все детали Америки и Австралии, а актеры просто гениально сыграли все эти образы. И меня очень тронула история таджика и абхаза. Потому, что я их ненавидела, а теперь у меня случился катарсис — и мне стало их очень жаль, — рассказала пришедшая на спектакль Карина Андрусенко, россиянка, живущая сейчас в Америке.
Режиссер постановки поделилась с корреспондентом портала DVhab.ru своим пониманием глубинного смысла этой неоднозначной пьесы.
 
— Мне кажется, что эта тема сегодня стоит очень остро. Мы переживаем времена тотальной миграции: переезжаем куда-то, к нам кто-то приезжает.Сейчас возникает много конфликтов на межнациональной почве. Мы не готовы принимать людей такими, какие они есть, настороженно относимся к «понаехавшим», да и нас, переезжающих в другие страны,  тоже не очень-то ждут. Национальный вопрос вообще очень сложный. Я думаю, что это серьезная и очень сегодняшняя тема, — прокомментировала Наталья Ференцева.
После просмотра эскиза спектакля «Хач» одни восторгались увиденным, другие же ушли молча. Но равнодушным не остался никто. Каждый нашел над чем задуматься, о чем поразмышлять.
Напомним, узнать о спектаклях, проходящих в краевой столице, можно на нашем портале в разделе "Афиша".
Мария Гузенко, новости Хабаровска на DVhab.ru
Фото: Мария Гузенко

Источник: http://www.dvnovosti.ru/khab/2016/07/12/52899

Независимая оценка качества
Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке ниже

https://bus.gov.ru/qrcode/rate/299534?agencyId=107489

Наш канал в телеграм

https://t.me/tuz_xa