Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Независимая оценка качества
Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке ниже

https://bus.gov.ru/qrcode/rate/299534?agencyId=107489

Наш канал в телеграм

https://t.me/tuz_xa

Газета «Приамурские ведомости», № 117 (7712)"«Колесо» прокатилось по Хабаровску"

Фестиваль одного театра собрал в ТЮЗе режиссеров и критиков со всей России.

Юбилейный, 70-й, сезон Хабаровский театр юного зрителя начал с проведения на своей территории VIII Всероссийского фестиваля-лаборатории театров для детей и молодежи «Колесо». Уникальность проекта в том, что он собирает в одном театре критиков, режиссеров, драматургов, художников со всей страны.

Они смотрят спектакли, обсуждают их, проводят мастер-классы и читки, давая каждому конкретному провинциальному театру, зачастую лишенному возможности много выезжать, почувствовать себя в контексте и показать свой опыт команде высоких профессионалов.

Примечательно, что в ТЮЗе не выбрали легкого, беспроигрышного пути, когда можно было показать приезжим критикам «все лучшее сразу». Хотя в репертуарном портфеле театра есть номинант «Золотой маски», гордость Новой сцены театра «Малыш», обладатель премии Правительства РФ в области культуры «Сказка о золотом петушке», не говоря уже о победителях ежегодного краевого театрального фестиваля в номинациях за лучший спектакль и режиссуру.

Для демонстрации своего кредо, заключающегося в постоянном поиске оригинального материала, смелом экспериментировании, стремлении опробовать на себе различные сценические формы, театр предоставил самые свежие проекты в нескольких основных, характерных для сегодняшнего ТЮЗа, жанрах. Гости фестиваля посмотрели опыт сотворчества театра и его самого юного зрителя «Счастливый Ганс», уличный авторский проект артистов «Театр в окнах», современное режиссерское прочтение хрестоматийной классики «Изобретательная влюбленная» и пластическую реинкарнацию уже игравшегося в ТЮЗе ранее спектакля «Все мальчишки дураки!».

В рамках «Колеса» сделала свой первый шаг по большой сцене начатая минувшим летом лабораторная работа тюзовцев под руководством столичных профессионалов — документальный спектакль «Хабарова здесь не было», собранный из подслушанных на улицах города разговоров и встреч с обычными, но все же образующими его людьми. Еще один спектакль-лаборатория, принявший участие в фестивале, — родившийся в соавторстве американских и российских драматургов, сыгранный тюзовцами в тандеме с хабаровскими школьниками, — «Атлантида, дом 17».

…Первых зрителей нового сезона еще на подходе к театру встретили и проводили странные люди в белых плащах и с чемоданами в руках. Багаж составили в башню, и стали видны надписи, сделанные на боковых стенках, — названия городов, по которым в минувшие годы уже прокатилось «Колесо», и расстояния от них до Хабаровска. Дальневосточная столица стала точкой отсчета очередного, восьмого, «Колеса», нулевым километром с которого для всех очевидцев фестиваля началось путешествие по экспериментальным тропам сегодняшнего ТЮЗа.

Тогда же в театральном дворике, преобразованном в одну из сценических площадок ТЮЗа, открылась выставка-инсталляция хабаровского фотографа-театрала Натальи Ивацик, поймавшей в объектив многие уникальные моменты тюзовских проектов последних месяцев.

Открытие фестиваля, совпавшее со стартом юбилейного сезона, началось с премьеры неоднозначного и непривычного хабаровскому зрителю сценического прочтения бессмертной «Анны Карениной», по компилятивной (в части сюжета), но изобилующей своими собственными смыслами и трактовками пьесе московского режиссера-авангардиста Клима, в постановке Бориса Павловича (г. Киров).

Режиссера и драматурга Клима считают одним из редких подвижников театра, бессребреников, жрецов искусства в чистом виде, которым незнакомы рассуждения на тему «должен ли быть художник голодным», поскольку в сфере его интересов — лишь бесконечное творчество, презревшее конъюнктуру и принимающее подчас весьма неожиданные формы. Его пьесы на известные литературные сюжеты невозможно поставить в драматическом репертуарном театре, это всегда эксперимент, лаборатория, открытие.

Кировский режиссер Борис Павлович «прочитал» Клима в своем любимом документальном стиле при минимуме театрализации и тяготении к тексту «от автора» — в спектакле авторские ремарки и рассуждения озвучивает Хор в постоянно меняющемся составе. При почти полном отсутствии декораций и скупой символичности черных костюмов, где лишь единожды вспыхивает красное пятно — в самый трагический момент истории о крушении нескольких судеб во имя порочных страстей.

Спектакль разделен на пятнадцать картин, и в каждой одних и тех же персонажей играют разные актеры, в зависимости от характерности того или иного исполнителя, отражающей переживаемое его героем в данный момент событие. Но, несмотря на оригинальное прочтение романа, персонажи спектакля каноничны и узнаваемы.

Вронский трогателен, как медвежонок Тедди, и порывист, как гимназистка, Каренин слишком благороден, чтобы называть его скучным занудой, которым он и является, сестры Щербацкие отвергнуты и печальны, а в центре композиции всегда она — Анна — конечно же, та самая звезда, страстная, жаркая, безапелляционная во всем, что касается ее желаний, властная по праву женской силы и осознающая свое влияние на окружающих даже в родовой горячке.

Вместе с тем авторы спектакля стараются избежать хрестоматийной пошлости упрощения сюжета о якобы светлой любви, загубленной охлаждением чувств. Каждого персонажа и тянущуюся за ним сюжетную линию зрителю дают возможность препарировать и обдумать самостоятельно. Более всего, вероятно, спектакль понравится поклонникам толстовского первоисточника — почти четырехчасовому действию с двумя антрактами способны внимать с обожанием разве что истинные ценители классической русской литературы, да такие же, как Клим, любители разобраться в характерах персонажей и хитросплетениях проживаемых ими коллизий, а не просто просмотреть схематичное следование известному сюжету.

Иногородние критики остались довольны тем, что увидели в хабаровском ТЮЗе.

— Уже на премьере «Анны Карениной» я понял, что хабаровский ТЮЗ — правильный театр, — считает исполнительный директор фестиваля «Колесо» Владислав Любый. — Этот спектакль правильный уже потому, что спорный. Критики выскажут разные мнения, но это и означает правильные попытки строить театр, оживлять сложные тексты. Это хорошая краска в палитре репертуарного театра. Нам понравилась сказка «Счастливый Ганс», которую дети смотрят прямо на сцене, расположившись на подушках и одеялах и вовлечены в действие — хороший пример поиска языка интерактивного театра. Хабаровск доказывает правило, что ТЮЗ не должен быть детским театром в чистом виде, необходимо воспитывать зрителей с первых лет жизни, но и не останавливать эту работу со школьниками и молодежью. Чтобы во взрослые театры приходили уже подготовленные зрители, понимающие, куда и зачем они идут. Чем шире творческая амплитуда театра, тем интереснее и актерам. Мы поняли, что в Хабаровске театром для детей и молодежи не занимаются формально, откликаются на то, что хочет юный зритель.

Фестиваль «Колесо» не стал лишь демонстрацией творческих изысканий его колллектива. Каждый день актеры участвовали в мастер-классах от Аллы Лисициной, режиссера-педагога РАМТ (г. Москва). Кроме того, бесценный опыт практического общения получили и другие участники фестиваля. Уже в Хабаровске родились идеи новых гастролей, совместных проектов, состоялись сугубо «директорские» разговоры, которые помогут руководителям в будущем применить некие административные секреты и находки в своих театрах.

— Если хочешь развиваться, надо знать, как тебя видят со стороны, а не только восхищаться собой, — говорит художественный руководитель ТЮЗа Константин Кучикин. — Мы любим свои спектакли как детей, но ребенок не должен вырасти инфантильным. В таком случае необходим свежий взгляд. Самодостаточность, довольство собой — самое страшное для театра. Нам было непросто открыть свои двери и показать все, а не только лучшее. Но мы это сделали.

Елена РОМАНОВА

Независимая оценка качества
Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке ниже

https://bus.gov.ru/qrcode/rate/299534?agencyId=107489

Наш канал в телеграм

https://t.me/tuz_xa