Аперитивчик
Нынешняя «Ночь в театре» под названием «Первая серьезная лаболатория» традиционно проходила в день рождения ТЮЗа - на этот раз 70-го.
Те, кто никогда или давно уже не был в хабаровском ТЮЗе, поджав губы (мол, какая безграмотность!) интересуются: нет ли ошибочки в слове, разве оно так пишется по-русски?
Оно так пишется по ТЮЗопетовски. Что, снова ничего не понимаете? Слушайте, как же с вами сложно!..
Обязательный уличный перфоманс (поскольку билетов на саму Ночь, как обычно, очень мало, а это же несправедливо, порадовать ведь нужно многих!) тоже просекают далеко не все. Люди собираются хоть и не случайные, но порой, что называется, «не понимают юмора».
А один пятилетний человек, стоявший неподалеку от меня, с каким-то даже возмущением произнес: да это же не театр совсем! А молодой человек, поверьте, в театре кое-что понимает, у него мать – практически театральный критик. Так что вот.
Ну а если по честному, перфоманс этот, в общем-то, и понимать особо не надо (хотя, если понимаешь, тоже неплохо). Он даже в обход понимания вызывает какое-то офигенское ощущение чуда. Такой Новый год в июне месяце. А все подарки и утренники еще впереди, и ты просто уверен, что на это раз тебе уж точно подарят велик или ролики.
Не знаю, как им это всякий раз удается. Этим сумасшедшим людям из ТЮЗа.
А выпить?..
«Первая серьезная лаболатория» озаботилась поисками, что называется, нового театра, новых форм, новых способов и т.д. Так что, сами понимаете, в ход пошло все – в том числе, акробаты, байкеры и духовой оркестр.
Перед теми же, кто попал уже внутрь театра, а стало быть, оказался более подготовленным (билеты по 1,5 тысячи – это, согласитесь, неплохая подготовка!), предстали всякие разновидности театра – так называемые театральные апробации. Во всех разновидностях наливали шампанское, просто делали это везде по-особому.
Я выбрала налить себе для начала в консервативном художественном театре, ибо там имелись всамделишные бокалы, а не какие-нибудь пластиковые стаканчики, граненые стаканы или, еще того лучше, баночки, в коих мы в детстве сдавали мочу на анализы.
Театры были представлены во всем, что называется, творческом многообразии – от концептуального до актуального, от детского до… бедного. Но мне больше всего понравился реальный театр – поскольку там не только наливали, но еще и очень вкусно пахло шпротами.
ТЮЗопетовка – это…
…Выпив раз несколько, зрители вошли в первый зрительный зал уже более-менее готовыми. К восприятию прекрасного. Прекрасное не заставило себя ждать, появившись в образе трех женщин различных конфигураций.
Галчонок, Наталья Мартыновна и Женя Евгеньевна – те еще штучки. В сельском клубе села ТЮЗопетовка им предстояло провести представление под названием «ТЮЗ поджигает звезду». В роли звезд – обычные зрители, которые ранее прошли кастинг на участие в проекте, или, если хотите, обычные жители ТЮЗопетовки.
Мероприятие хоть и сугубо сельское, но проводилось по всем канонам рейтинговых телешоу – Наталья Мартыновна и Женя Евгеньевна отжигали на сцене (постебались вскользь даже по поводу министра культуры Федосова и его баяна), а Галчонок допрашивала «звезд» в тайной комнате, откуда проводились широкоэкранные включения.
Зрители-звезды, конечно, большие молодцы, некоторым даже пришлось скакать по сцене в смелом трико и с обнаженным торсом (рискового мужчину, если не ошибаюсь, зовут Григорий). Но все же представление держалось на трех вышеупомянутых женщинах, которые вызывали ржач практически каждой сказанной ими фразой.
Кстати, по поводу фраз. Самая прикольная на мой взгляд: «Ну какой же русский не любит быстрой… любви?».
На счастье?..
На втором спектакле зрители традиционно делились на две группы – одна шла на новую сцену ТЮЗа, другая – в театральный дворик. Мы выбрали второй вариант – чтобы взбодриться и не уснуть раньше времени (опыт показывал, что раньше 5 утра Ночь не закончится).
Во дворике показывали импровизационный спектакль «Птицы Леонардо». Три девушки и пятеро молодых людей, одетые в стиле эпохи да Винчи, разговаривали о нашей вполне себе современной жизни. Например, обсуждали распространенный в мужской среде стереотип, что «женщинам нужны только деньги».
Мне же весь спектакль не давал покоя живой голубь, сидевший в деревянной клетке. «И пошто животину мучают!» – думала я. В конце спектакля голубя таки выпустили в небо. Бедная птичка от радости и страха обкакалась на выпускателя, а я стала думать, что вот, у них же где-то там и второй голубь припрятан – для второй партии зрителей!
Цитаты из «Птиц Леонардо»:
«Чувство себе можно позволить тогда, когда ты уже чего-то достиг»
«Это птицы должны летать, а женщина должна дома сидеть!»
«У меня все время такое чувство, что я сплю со спящей женщиной»
«Просыпаюсь, смотрю в зеркало: я самая красивая! А кто красивее меня – пусть повесятся! Иду на работу – никто не висит. Я самая красивая!»
«Мужчина должен построить дом, вырастить сына, посадить дерево… Нет, мужчина должен через карманы брюк уметь трусы поправлять!»
«Мое сердце занято – оно кровь по организму гоняет!»
«Женщинам мясо не доверять! Мясо – это я сам!»
«Мы в ответе за тех, кого вовремя не послали»
«Задумайся, если что-то само плывет тебе в руки – может, оно просто не тонет?»
«Древняя китайская мудрость гласит, что любую херню можно оправдать древней китайской мудростью».
Ну, задвинул!
На новой сцене был заявлен спектакль Любови Стрижак «Кеды». С использованием, между прочим, нецензурной лексики. Спектакль был сделан в уже привычном для ТЮЗа жанре читки пьесы – когда актеры на сцене практически бездействуют, читая с бумаги свои тексты – вроде как у них первая репетиция.
Пьеса о поколении 25-летних, которых по жизни все зае…ло, ничего неинтересно, но спасать мир им все равно придется. Ибо.
Главный герой пьесы, 26-летний Гриша на протяжении всего спектакля пытается сходить купить себе новые кеды, но вместо этого то выпивает с друзьями, то получает в морду от своего бывшего начальника, мечтающего выдать за него собственную дочь, то едет в подшефный детдом. И все время, нещадно матерясь (прямо вот не по-детски, я вам скажу!), вещает о проблемах своего поколения.
В конце Гриша, ради спасения друга и арестованных активистов, врезается на велике в автобус, в котором тех везут, видимо, в обезьянник. Так и не купив себе новые кеды.
Возможно, конечно, я не совсем правильно уловила смысл – дело в том, что было уже 3-4 часа ночи и меня время от времени вырубало.
Цитаты из спектакля «Кеды»:
«Сейчас – эра непрофессионалов»
«У них два вектора интересов – халява и экшн. Ты не под один не попала»
«Встретить бы какого-нибудь мудака, а то все такие хорошие…»
«Я борюсь со своими демонами, она – со своими. И наши демоны не совпадают»
«Весь тестостерон – у женщин»
«Добрый – это не просто добренький, это идеал!»
«Зарабатывать и бухать на заработанное – это пошло»
«Любовь? Любовь – это больно»
«Если вдруг такое ощущение, что я никому не нужен – сразу жениться хочется».
ПОСОШОК
Обязательный глинтвейн и песни в театральном дворике в конце Ночи – это такая прощальная порция чуда от ТЮЗа. Правда, в нынешний раз помимо этих радостей был еще и памятник – зрителю. Грудастая дева с рдеющими щеками. Именно о такой поклоннице, надо понимать, мечтают большинство актеров ТЮЗа мужского пола...
…5 утра. Сна ни в одном глазу, алкоголь давно выветрился, светало.
Татьяна Владина