Все монтировщики боятся Пушкина / Интервью Татьяны Пискун для ИА "Хабаровский край сегодня"
Сегодня, 27 марта, во всем мире отмечается День театра. С этим праздником принято поздравлять не только актеров, блистающих для нас со сцены, но и тех, кому режиссёр, сдавая спектакль, говорит: «Храни его. Я надеюсь на тебя».
Кукуруза опаздывает
Заведующая труппой хабаровского ТЮЗа Татьяна Пискун посвятила театру уже без малого 20 лет жизни. Большую часть этого времени она проработала помощником режиссера, наблюдая процесс рождения постановок с первых минут.
Она помнит наизусть актерский состав абсолютно всех спектаклей, которые когда-либо шли на сцене ТЮЗа, может с закрытыми глазами расставить на сцене реквизит и знает, кого из артистов нужно разбудить утром телефонным звонком, чтобы спектакль не сорвался.
- А ведь бывало, что и проспят, - вспоминает Татьяна. – Всякие случались передряги. То Кукуруза на «Чипполино» опаздывает, то заболеет кто-нибудь, и приходится в срочном порядке искать замену. Зритель ведь ждать не будет.
Поймать Пушкина
Фактически Татьяна – главный помощник режиссёра по сцене. Именно она проверяет готовность к спектаклю всех цехов: актеров, световиков, звуковиков, костюмеров. А со времен работы реквизитором у неё осталась привычка проверять перед спектаклем, всё ли на своих местах. Каждый раз она обходит сцену, декорации, проводит рукой по каждой вещичке, которая понадобится актерам.
- Артисты должны находить реквизит наощупь, поэтому на сцене всё строго выверено, - говорит заведующая труппой. – Промахнись реквизитор на считанные сантиметры, и спектакль развалится. Поэтому я не буду спокойна, пока не обойду сцену. И актеры мне доверяют.
Большую часть спектаклей Татьяна никогда не видела из зрительного зала. За действием она наблюдает, стоя за кулисами, порой даже не видя игру актеров. Но это не мешает ей безошибочно определить на слух момент, когда нужно, например, подать в зал клубы дыма.
- Сколько монтировщиков уже поменялось, но они все без исключения боятся Пушкина, - говорит завтруппой. – Я так хочу наконец увидеть его глазами зрителя, но пока без моего участия не справляются.
- Актеры с силой толкают бюст, а мы должны поймать его за кулисами и остановить на углу, - объясняет Татьяна. – Эту миссию никто кроме меня взять на себя не решается. А Пушкин этот может в любую сторону завалиться. Я каждый раз смотрю на него и мысленно прошу: «Пожалуйста, миленький, давай спокойно в этот раз». Иногда срабатывает.
Долгий путь к искусству
Театр ворвался в её жизнь ещё в юности, и куда бы она ни шла, какие бы пути ни выбирала, все они вели сюда. В детстве Татьяна училась в театральной студии, ходила на все местные постановки, слушала лекции заезжих артистов про удивительный мир театра, но стать актрисой, как многие девочки, не мечтала. Она закончила историко-английский факультет педагогического института и неожиданно для себя оказалась в отделе культуры Бикинского района.
В Хабаровске Татьяна работала в Доме самодеятельного творчества, а в ТЮЗ пришла, когда после сокращения её должности ей предложили на выбор: либо директором в дом культуры, либо педагогом в театр. Она, конечно, выбрала театр – свою давнюю любовь.
– В моей молодости поход в театр – это был не просто выход в свет. Собираясь на спектакль, я предвкушала, как сегодня узнаю что-то абсолютно новое, мне откроется тайна. Это было откровение. Поэтому стать частью театра было очень радостно.
Когда будни в радость
В театральной семье Татьяну очень ценят. Для актеров она, как заботливая мама - всегда выслушает и поймет. А её любовь к театру унаследовали и внуки. Старший так и говорит, что родился здесь. Наверное, потому что с 4 лет не пропускал ни одного спектакля. Другой часто вспоминает, как маленьким любил спать в гримерке во время репетиций «Недоросля», пока артисты «прогоняли» песни.
Татьяна признается, что театральная жизнь – это непрерывная череда суматошных репетиционных и гастрольных будней. Репетиции новых постановок, ввод актеров в уже идущие, подготовка к фестивалям и гастролям – без её участия никак. Но именно это ей и в радость, когда вся жизнь – театр.
Автор: Марина Устимова
Источник