Живой Журнал Натальи Ивацик, 20.11.2012 г. В поисках Атлантиды
В поисках Атлантиды
Помните, как у Экзюпери: Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать.
«Дети пишут для театра» — Международная театральная лаборатория с таким названием на днях презентовала свой первый проект. Еще даже не премьера — эскизная постановка спектакля «Атлантида, дом 17» состоялся, разумеется, на Новой сцене Хабаровского ТЮЗа. А где же еще в нашем городе есть место театральным экспериментам?
Суть проекта: Американский театр юного драматурга (оцените название!), а проще говоря, американские дети из города Вашингтона предложили на конкурс около ста готовых пьес. Российские студенты — будущие драматурги из Екатеринбурга под руководством своего наставника Николая Коляды — выполнили литературный перевод отобранных работ. И уже после этого уральский драматург Анна Батурина и хабаровский режиссер Ольга Подкорытова объединили до этого ничем не связанные сюжетные линии в единый драматургический текст, который, дабы подчеркнуть экспериментальный характер всего происходящего, было решено назвать спектаклем-лабораторией.
Но и это еще не все… Важной особенностью спектакля «Атлантида, дом 17» стало участие в нем хабаровских школьников. Наравне с актерами театра подростки исполняли главные роли в шести пронзительных историях, написанных их сверстниками. Наверное, не зная, всей предыстории спектакля, пьесы, разыгранные в нем, могут показаться банальными, не слишком проработанными психологически и уж слишком пессимистичными. Но в этом-то и соль! Искусство, пожалуй, наиболее легкий и одновременно точный способ узнать, что действительно волнует ребенка, о чем он думает, чего боится, о чем переживает. И, наверное, ни один взрослый не в состоянии до конца понять и, что важно, передать на сцене, то, что творится в душе у подростка, пусть он (автор) и находится по ту сторону океана.
О чем же эти истории? О поисках и причинах гибели Атлантиды, о проблемах в семье и тотальном раздолбайстве, о надежде, наркотиках, дружбе, смысле жизни... Да мало ли о чем еще размышляет человек в 13-15 лет… Примечательно, что почти все сюжеты трагичны. И лично мне не кажется, что этот детский пессимизм продукт «загнивающего Запада» или обратная сторона «капиталистического счастья Соединенных Штатов». Это просто возраст такой, экзистенциализм обычно не бывает смешным. Да и потом, написать уморительную комедию, как правило, в разы труднее.
Так есть ли что-то общее между российскими и американскими детьми сегодня? Какие темы их волнуют? И есть ли разница между нами? Ответы на эти и многие другие вопросы авторам проекта удалось получить сразу после показов (их было два). Сначала школьники, а потом и студенты нашего города не остались в стороне от увиденного и поделились своими проблемами и темами для размышлений. Как оказалось, наши дети вполне разделяют чаяния заокеанских сверстников, но куда более оптимистично настроены. И это, как мне кажется, не из-за «незнания жизни», просто в России по-другому нельзя…И конечно права была девочка, предположив после спектакля, что вода в спектакле (а 90% времени актеры проводят именно в воде) — это такая субстанция, за которой взрослые люди скрывают от самих себя все проблемы и пороки общества. И только дети ходят по ней босиком…
P.S. Согласитесь, «Атлантида, дом 17» — очень теплое название.