Журнал «Страстной бульвар, 10», № 1-141, 2011 г. "Об атр - проекте "Ночь в театре"
Третий год подряд Хабаровский ТЮЗ в день своего рождения устраивает для зрителей неповторимые встречи с театром.
Такого зрелища, как в эту «Ночь в театре», Хабаровск еще не видел. Ни один прохожий или автолюбитель, случайно оказавшийся вечером 11 июня в районе Театра юного зрителя, не смог пройти-проехать мимо. На некоторое время площадка перед театром превратилась в настоящий итальянский квартал, где темпераментные прачки стирали белье, влюбленный юноша был готов на самые отважные поступки, фривольные дамочки без грана стеснения зазывали клиентов, а сицилийские мафиози обаятельнейшим образом приглашали девушек на танго. Да и кого там только не было: поэты, рыбаки, цыганки, веселый шляпник и работящий ремесленник - каждый был не просто узнаваемым персонажем, но героем им самим написанной пьесы, разыгранной по всем законам уличного театра.
«Доброжелательность» июньской непогоды с лихвой скрашивалась чудеснейшей атмосферой, блестящими глазами публики, горячими блинчиками от веселого повара и зажигательными танцами, в которые в конечном итоге пустилась вся улица. Раз пришли, надо танцевать - рассудили все случайные и неслучайные зрители Welcome performance. Но вдруг, с появлением незнакомых людей со строгими лицами, в странных плащах, шляпах и с чемоданами все внезапно закончилось. «Это они! Это они!» - то и дело повторяли обитатели колоритного квартальчика...
Таинственная дымка, полумрак и негромкая музыка встречали притихших зрителей в фойе театра. На глазах у изумленной публики разыгрывалась фантастическая сцена встречи инопланетных существ. На лицо ужасные, но добрые внутри, они знакомились не только друг с другом, но и с собравшейся вокруг них молодежью. А в это время в другой части холла происходило не менее странное действо: всех отведавших молока в полутемной «гостиной» приглашали... на свадьбу. Никто не искал рационального объяснения происходящему - логика бессильна, когда речь идет об искусстве, а тем более о театре, и тем паче ночью. Все, словно дети, наслаждались, удивлялись, радовались и, подобно Алисе в Зазеркалье, воспринимали театральную реальность как данность, населенную пусть и странными, но такими нетривиальными персонажами.
А ведь это была только прелюдия к основному действу, которое развернулось сперва на основной сцене ТЮЗа в виде фантазии на тему «Маленького принца» Экзюпери. Кстати, «странными людьми в пальто и с чемоданами», так неловко прервавшими бурное веселье на крыльце театра, оказались студенты, будущие актеры. Именно им в апреле этого года посчастливилось принять участие во Всероссийском фестивале «Будущее театральной России» в Ярославле. В эту «Ночь», уже на хабаровской сцене, они по-своему рассказали зрителям философскую историю о маленькой планете где-то на краю вселенной, ее хозяине и капризной Розе, настоящей дружбе, любви и еще о чем-то очень важном и, возможно, самом главном в этом мире.
Театральная ночь была в самом разгаре, когда уважаемой публике пришлось ненадолго разделиться поровну: одна часть отправилась на Новую сцену, где смогла увидеть продолжение недавнего эксперимента «Placebo. Читки с натуры». Новый проект ТЮЗа увидел свет весной этого года и сразу завоевал сердца поклонников экспериментального театра. Авторский текст, как и в любой читке, оживает на сцене в чистом виде (без участия режиссуры, сценографии и прочих изысков и профессиональных хитростей) и создает историю, трактовка которой полностью принадлежит зрителю, а все остальное зависит лишь от силы его воображения. На этот раз «Ночь в театре» представила «Зеленую читку», то есть последнюю в сезоне, а значит, такую, которая позволяет себе изрядную долю импровизации и шалости.
Остальные полуночные театралы прошли в знаменитый задний дворик ТЮЗа, где на их глазах развернулось еще более интересное действие - необычная во всех отношениях сказка-притча «Platero и Я». Спектакль втройне интернациональный: с испанскими корнями, итальянской стилистикой, российским воплощением. Еще весной этого года в стенах ТЮЗа Международный театральный исследовательский проект AteliercuncheoN познакомил дальневосточных зрителей с трогательной историей главного героя - ослика Платеро. Теперь настала очередь хабаровчан показать свою версию этой истории. Трогательные, смешные, драматические и лирические зарисовки поэта Хуана Рамона Хименеса, посвященные единственному другу, спутнику и собеседнику автора - серому ослику Платеро, нашли свое сценическое воплощение в антураже заднего дворика ТЮЗа, где в лучших традициях уличного театра сценой служила земля, а декорациями и музыкальными инструментами все, что попадалось под руку. А чтобы зрителям было уютнее в таком необычном «зрительном зале», организаторы заранее позаботились о теплых одеялах, превративших и без того особенный спектакль в домашний мир детских игр.
«В марте 2011 года - это год Италии в России - в нашем театре появился режиссер Андреа Бенальо со своим театром AteliercuncheoN, который работает в стиле «уличного театра», и предложил в качестве материала для постановки поэму Х.Р.Хименеса «Platero и Я», - говорит режиссер-постановщик российской версии спектакля, режиссер Хабаровского ТЮЗа Ольга Подкорытова. - В апреле премьера этого спектакля в исполнении AteliercuncheoN была представлена хабаровскому зрителю. Настала наша очередь.
В чем принципиальная разница между двумя спектаклями? Андреа Бенальо позиционирует AteliercuncheoN как исследовательский театральный проект, поэтому этот режиссер больше сосредоточен на изучении актерской техники: различных речевых, голосовых, пластических тренингах. Нам это было интересно, но мы сразу договорились, что вместе будем знакомиться с материалом, вникать в суть, но дальше каждый пойдет своим путем и представит именно свое видение. Суть проекта и заключалась в том, что на основе одного материала два театра представят две разные трактовки.
Спектакль Андреа Бенальо - это, как мне кажется, некие вспышки, зарисовки, которые можно было бы увидеть, проходя по улице. Огромное значение Андреа придавал пластике в спектакле. Текст для него не был очень важен. Нам же показалось необходимым углубиться в поэтический пласт поэмы Х.Р.Хименеса. Поэтому, в целом, эстетика спектакля осталась неизменной; это эстетика европейского уличного театра. Мы сохранили маски, практически повторили костюмы, реквизит, но в плане сценического выражения - это совершенно другое повествование. Это отразилось и в жанре. У Андреа - это средиземноморская утопия. У нас - скорее игра в воспоминания о душе, оставшейся в далеком детстве».
Понять, в чем прелесть Platero, очень просто. Нужно услышать каждую из маленьких историй его героев. Поразиться, насколько ловко актеры работают с телом, выполняя сложные эквилибристические трюки. Почувствовать, как причудливо переплетаются итальянские и русские лирические напевы, и, быть может, слегка запутаться в звонкой паутине смыслов, жестов и реплик... Этот спектакль взывает не к разуму - к чувствам! И под занавес уже и вправду начинаешь ощущать, что Platero помнит про нас, даже катая на своей мохнатой спине юных ангелов... И он действительно не создан для карнавалов.
Уже под утро самые стойкие поклонники ночных путешествий смогли насладиться еще одним представлением с говорящим названием «Посошок». Те, кто остался в театральном дворике, получили в награду песни, байки, шутки, горячий глинтвейн и сердечные приглашения на все спектакли Театра юного зрителя.
Вот уже третий год подряд ТЮЗ устраивает такие неповторимые встречи со странным и от того еще более завораживающим миром ночного театра. В этом году для «Ночи в театре» был выбран совершенно необычный формат: зрители смогли увидеть только новые экспериментальные проекты.
«Две первые «Ночи» выполнили свою задачу: привлекли в театр молодежь. Поэтому сначала мы хотели на этом и закончить, - рассказывает руководитель литературно-драматической части Хабаровского ТЮЗа Анна Шавгарова. - С другой стороны, «Ночь» приурочена к нашему дню рождения и просто должна была стать традицией. В итоге мы решили, что «Ночи» быть, но решили поменять формат. Тем более что за год родился проект «Placebo. Читки с натуры», появился спектакль «Маленький принц», и уже готовился к премьере «Platero и Я». Была придумана особая система распространения билетов. Хотелось, чтобы были «все свои», тем более что, как нам кажется, мы такое право имеем, и у нас уже есть свой зритель».
Стоит ли говорить, что те 150 билетов, которые распространялись строго по рекомендации и не были предназначены для «случайных людей», разлетелись мгновенно. А некоммерческий социальный арт-проект, который еще пару лет назад был направлен на привлечение интереса жителей города, в первую очередь молодежи, к театральному искусству, стал феноменом культурного пространства не только Дальнего Востока, но, пожалуй, и всей страны. Явлением, понятным и нужным не только своему, любимому и знакомому зрителю, но зрителю, который вернулся в театр благодаря Новой сцене, узнал себя и свое время в постановках современных авторов и понял, что театральная условность и пресловутая четвертая стена - лишь кажущиеся преграды на пути постижения добра, красоты и истины. А те, кто так и не смог попасть на «Ночь в театре» в этом году, непременно отправятся на нее в следующем. Ведь тот, кто хоть раз побывал в Зазеркалье, захочет вернуться туда снова и снова...
Наталья Ивацик, Пятковская Екатерина